Найти тему

Часы "Лукоморье" - шедевр ювелирного и часового искусства. Ильгиз Ф.

Весной 2022 года, широкой публике были представлены настольные часы «Лукоморье» - шедевр ювелирного и часового искусства, уникальный совместный проект художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова и часовщика Константина Чайкина.

Ильгиз Ф. о произведении:

"Там русский дух, там Русью пахнет…

Эта короткая стихотворная строчка раз за разом возвращала меня в мгновения детства, когда вечером читали сказки при теплом свете настольной лампы.  И именно эта строчка из вступления к  поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» о таинственном и далеком морском береге послужила мотивирующим впечатлением и идейной основой всего композиционного  и декоративного решения для настольных часов «Лукоморье».

Сказочная тема в ювелирных произведениях - одна из самых сложных, не все ювелиры возьмутся за такую работу. И это не вопрос мастерства. Сложнее преодолеть некий концептуальный барьер и не превратить таинственность сказки в театрально-постановочную композицию, где герои ее будут комично расставлены вокруг сказочного дуба. Попытаться уловить дух русских сказок, учесть и исторические, и художественные, и технические особенности при разработке проекта. Поэтому создание часов “Лукоморье” стало для меня настоящим вызовом и превратилось в 5 лет тонкой, кропотливой, во всех смыслах ювелирной работы.

Именно абрис ночной лампы стал вмещающим образом всей композиции, где под кроной могучего дерева оживают герои А.С.Пушкина. Аккомпанементом пусть станет шум моря, бьющегося о камни берега, где стая чаек с криками разлетается, сливаясь с морской пучиной, и могучие волны расступаются перед русскими богатырями во главе с дядькой Черномором.

Началось с самого простого - лепки ствола будущего сказочного дуба, под которым я мысленно расставлял главных персонажей - кота, русалку, Черномора.

Пока рождалась вся композиция, необходимо было выстроить план последовательности предстоящей работы. При общем понимании концепции, чего-то не хватало того, что могло бы объединить разноплановые детали. Идея пришла не сразу, но она была, как все гениальное, проста: объединить общим визуальным ритмом нижний ряд граненых камней, о которые бьются волны, и крону дуба, разбив ее на множество пластинок, напоминающих по конфигурации те же камни. Основанием для кроны стала сетка из множества элементов в виде дубовых листьев к которой должны были крепиться нефритовые пластины, на поверхности которых вырезаны дубовые листья. Каждая пластина закреплена в каст, в свою очередь декорированный листьями дуба и желудями технике перегородчатой горячей эмали.

Именно в начале изготовления был задан общий уровень и качество всей предстоящей работы. Каждый элемент и фрагмент часов должен был являться произведением ювелирного мастерства с использованием техник, которые традиционно были представлены в России.

Работа закипела, но не так быстро, как ожидалось. Использование перегородчатой эмали на сложных объемных формах вызывало немалые технические сложности.

Первые отливки пошли в брак, и было необходимо провести лабораторные опыты, чтобы найти оптимальные в данной работе технологические решения. Но у каждой волны была своя форма и радиусы - внешние и внутренние, которые постоянно создавали дополнительные проблемы. Эмаль после обжига отлетала, и приходилось изменять конфигурацию волн или увеличивать толщину, чтобы после высокотемпературного нагрева поверхность держала эмалевый слой. К тому же после обжига фрагменты волн полностью меняли свои размеры и конфигурацию, и нужно было предугадать, как себя может повести каждая деталь.

В композицию часов вошли элементы традиционных русских палат и ворота, открывающие путь в мир сказок.  Оконные наличники всегда имели большое значение в культуре и верованиях Руси, поэтому в работе над окантовкой основания часов (первым наличником), важно было отразить в ювелирном изделии мотивы русского домостроительного зодчества во всем его разнообразии, самобытности и сказочности, используя методы и традиции перегородчатой эмали в исконной русской орнаментации. Основу окаймляет 39 деталей, выполненных в технике выемчатой ювелирной эмали и росписи с последующим обжигом в муфельной печи. Декор и наличники каждого домика, выполненные в технике выемчатой и перегородчатой эмали, отражают культуру регионов нашей многонациональной страны наполненной мудростью и передаваемой из поколения к поколению.

Отдельно стоит рассказать о древе, которое не только является осью этого произведения, но и символизирует мировое древо, основу мощи русского народа. Ствол дуба выполнен методом инкрустации из опалов (болдер - Австралия и опал - месторождение Эфиопия) для придания большей сказочности и таинственности. Идея заключалась в том, чтобы показать дерево из наших фантазий, ствол которого будет искриться разноцветными огнями, напоминая нам о сокровищах древних сказаний и былин. Нужно было найти необходимый материал, выточить каждый кусочек камня и подогнать его по объему ствола, выкладывая из них скрытый сказочный текст из множества разноцветных искринок.

Ствол обвивает массивная золотая цепь, по звеньям которой вьётся традиционный славянский орнамент. Цепь скрепляет замок, как символ защиты и богатства нашей культуры.

Он декорирован орнаментом, состоящим из дубовых листьев и желудей в технике перегородчатой и выемчатой эмали, а также росписи.

По цепи неслышной походкой ходит Кот ученый - один из героев произведения А.С.Пушкина, чьи сказки и стали основой для создания этих настольных часов.

Под кроной дуба на ветвях сидит мифическая Русалка. Она словно обернулась на зрителя, своим взглядом нарушившего волшебный покой Лукоморья.

Представленные настольные часы «Лукоморье» - символ сказок и русской культуры в целом, собранные воедино и сохраненные в лучших традициях ювелирного и часового искусства."

2022 г., выставка "Лукоморье. Шедевры русских мастеров". Музей современной истории России, при участии АНО "Центр сохранения и развития авторского ювелирного искусства"