У выдающегося (без преувеличения) автора юбилей — американский режиссёр итальянского происхождения Мартин Скорсезе празднует сегодня 80-й день рождения. Мастер криминального жанра, драмы и хроники, непримиримый «борец» с вселенной Marvel — все это он, наш сегодняшний именинник.
Вспомнили редакцией, какие работы режиссера кроме легендарного «Таксиста» (1976) можно и нужно смотреть.
Советует Анна Константинова
«Воскрешая мертвецов» / Bringing out the dead (1999)
Что это за мистический хоррор от киномаэстро? И как бы зритель не ждал чего-нибудь жанрового под поп-корн на Хэллоуин — название обманчиво. Перед вами пропитанная кислотой и галлюцинациями жесткая драма о существовании (жизнью назвать сложно) врача скорой помощи в затхлом Нью-Йорке. А еще это совершенно недооцененный фильм, потерявшийся в революционном 1999 году.
Парамедик Фрэнк Пирс, герой Николаса Кейджа, переживает сложные дни: он не может заснуть, а в полубреду ему видятся люди, которых он не смог спасти. Одна погибшая девушка является ему и в реальности, и в мрачных грезах. При просмотре не поленитесь обратить внимание на гибель Роуз и на то, как странно идет снег. Скорсезе начал снимать сцены задом наперед на 20 лет раньше Нолана.
Бессонные дни и ночи, бесконечные разъезды по неоновому городу и само поведение героя отсылает зрителей к уже каноническому «Таксисту», но если Трэвис Бикл с остервенением карал мерзавцев, то Фрэнк Пирс сидит на наркотике «спасение всех без разбору».
Я люблю это кино буквально за все: за чуткую режиссуру, за слепящий и вызывающий припадки свет, за любовь и ненависть к жизни, за растущую усталость, нескучные операторские решения и характерную актерскую игру. Кейдж — идеальный каст на главную роль. По словам режиссера, лицо и глаза именно этого актера у него возникли при прочтении книги, по которой был написан сценарий.
«Воскрешая мертвецов» насквозь пропитан библейскими мотивами и визуальными рассуждениями о грехопадении и прощении. А повествование четко разбито на три части — ровно столько напарников Фрэнка мы видим. И только с виду они обычные люди, ведь на самом деле все вокруг безумны. Но разве они не достойны спасения?
Советует Настя Гончарова
«Нью-Йоркские истории» / New York Stories (1989)
«Нью-Йоркские истории» — трилогия о жителях Нью-Йорка, снятая тремя именитыми режиссерами — Мартином Скорсезе («Уроки жизни»), Френсисом Фордом Копполой («Жизнь без Зоуи») и Вуди Алленом («Эдипов комплекс»). Это три новеллы о жизни очень разных людей в «Большом яблоке»: они попадают в курьезные ситуации, носят одежду от Chanel, невозможно долго и невротично рассуждают и, конечно, любят.
Фильм «Уроки жизни» разыгрывает перед зрителем историю художника Лайонела (Ник Нолти) и его помощницы Полетт (Розанна Аркетт). Это взаимоотношения не только мужчины и женщины, но и Творца и Музы. Вдохновение Творца мозаично: в кадр лишь на несколько секунд попадают различные детали, которые наполняют его. Женская ножка, тюбик с краской, бутылка с чем-то горячительным, баскетбольное кольцо, настенный плакат. И музыкальный проигрыватель. Музыкой наполнено все повествование. Она то подчеркивает настроение Творца, то побуждает его к действию. Так, под арию принца Калафа из «Принцессы Турандот» Джакомо Пуччини Лайонел Доби стоит у окон спальни Полетт. Так же как и принц Калаф в пьесе Карло Гоцци, Творец отдает свою судьбу в руки Музы, жаждая благословения.
Лейтмотивом через весь фильм проходит и композиция A whiter shade of pale от Procol Harum, придающая повествованию немного меланхоличный оттенок. Отношения. Воспоминания. Расставание и печаль. И много-много чувств, выливающихся через край на холст автора.
P.S. В фильме можно заметить и самого Мартина Скорсезе, который в одной из сцен фотографируется вместе с художником Лайонелом Доби.
Советует Амалия Бабаян
«Хранитель времени» / Hugo (2011)
«Хранитель времени» — это трогательная и изысканная попытка Скорсезе признаться в любви кинематографу. Само собой, действие происходит в Париже — родине десятой музы, а сюжет строится вокруг тайны личности Жоржа Мельеса — легендарного пионера кино. Но это не биографическая картина, и главный герой здесь вовсе не он.
В оригинале фильм неслучайно носит название «Хьюго». Так зовут 12-летнего мальчика, работающего часовщиком на железнодорожном вокзале Монпарнас. Скорсезе был примерно в том же возрасте, когда впервые увидел фильм Мельеса «Путешествие на Луну» и пришел от него в полный восторг. По словам режиссера, он всегда интересовался работой в формате 3D, но на руках не имел подходящего проекта, чтобы опробовать технологию. В 2007 году Брайан Селзник пишет детскую книгу «Изобретение Хьюго Карбе», и все складывается. Скорсезе снимает элегантный фильм в семейном жанре, казалось бы, совершенно не типичный для себя. В основном все знают режиссера по «Злым улицам», «Славным парням», «Таксисту», которые кишат насилием и жестокостью.
Но Скорсезе претендует не только на звание первого гангстера Голливуда, но и главного синефила, и на этот раз ему захотелось поностальгировать. Персонажи «Хранителя времени» ходят в кинотеатры, читают книги об истории кино, беседуют с киноведами, посещают съемочную площадку, встречают самого Мельеса и смотрят у него в гостях его же фильмы на 16-миллиметровой пленке. Скорсезе отматывает время до периода немого кино, а себя возвращает в детство, чтобы вновь увидеть мир глазами ребенка, в котором только-только начинает зарождаться страсть к лучшему из искусств.
Советует Даша Бурнашева
«Волк с Уолл-стрит» / The Wolf of Wall Street (2013)
В 1989 году нью-йоркский брокер Джордан Белфорт основал инвестиционную фирму Stratton Oakmont. Десять лет они занимались продажей «мусорных» акций за огромные суммы по телефону и мошенническими сделками, а сам Белфорт кутил, принимал наркотики и активно тратил незаконно заработанное, за что после провел 22 месяца в тюрьме. Мог провести 20 лет, но пошел на сделку со следствием.
После освобождения он написал несколько книг и ездит по Америке с семинарами об успешном успехе и бизнес-консультациями. По одной из книг Белфорта Мартин Скорсезе и снял фильм «Волк с Уолл-стрит». Адаптированный сценарий написал Теренс Уинтер.
Сам Джордан Белфорт хвалил Скорсезе за то, что он не демонизировал в фильме его образ, вместо этого просто показав, что и как происходило на Уолл-стрит в начале 90-х. Это отсутствие четко сформулированной критики приводит в праведный гнев тех, кому фильм не нравится. Как это, показывать наркотики, алкоголь и разврат и не говорить с экрана прямым текстом, что делать так плохо?
На самом же деле режиссер создал сложного и неоднозначного героя, который постепенно теряет себя, друзей и семью. Да, он обманывает клиентов, но при этом дает работу и будущее тем, кого выбросило на обочину капиталистической американской жизни. Критика капитализма вообще занимает в фильме важное место, что отчетливо видно в сцене, где агент ФБР, который только что вскрыл махинации Белфорта и отправил его в тюрьму, грустно едет домой в обшарпанном вагоне метро. Белфорт же, даже после тюрьмы останется богатым человеком.
Можно добавить про классную операторскую работу и монтаж, но ведь лучше увидеть все своими глазами, правда?
P.S. А еще фильм дал мощный пинок карьере Марго Робби, за что я ему очень благодарна 😍