Я в своих поездках по заводам России принял за правило выкладывать материалы не только после, но и во время поездки. Коротенькие ролики, посты - потому что почти всегда в процессе есть что-то, что хочется показать или рассказать, но что может не попасть в итоговую статью. Заводы это всегда динамика, это всегда драйв, это всегда удивление и новые открытия. Скажем, идешь по цеху, а там фреска советских времен, в отличной сохранности. Или какой-то уникальный станок. И если все это запихать в статью, то её будет неинтересно читать - слишком много деталей.
Но бывает и по-другому - просто завод. Это не плохо, если просто завод, просто производит свою продукцию, рутинно и монотонно. Без всяких "вау!". Кто-то даже скажет, что так и должно быть. Что промышленность это серьёзное дело, а не развлекаловка для зевак и этих ваших промоблогеров.
Вот почему о «Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования» вы у меня еще не слышали - не было поводов что-то публиковать до основного материала.
Может потому, что «Варгашинский завод ППСО» - типичный осколок советской промышленности, сумевший найти себя в новых рыночных условиях. В СССР существовало три крупнейших завода противопожарного оборудования, из них успешно работает сейчас только Варгашинский, теперь именно он крупнейший - производя порядка 30% от общего объема потребностей страны в этого типа продукции.
Впрочем, завод хотя и ведет с гордостью свою историю с советских времен, когда 27 августа 1941 года он был создан в результате эвакуации из г. Торжка, но сегодня от старых корпусов остался один, да и тот законсервирован - производственная база у завода довольно свежая, включая и современное оборудование.
Но давайте обо всем по порядку.
«Варгашинский завод ППСО» находится в посёлке Варгаши, Курганской области, недалеко от областной столицы. Как я уже писал, создан он был в результате эвакуации «Новоторжокского завода противопожарного оборудования». В декабре 1941 года, не дожидаясь возведения стен цехов, буквально на деревянных помостах, под открытым небом, завод начал выпуск продукции.
Первой продукцией были корпуса авиационных бомб - такая продукция тогда была нужнее стране.
И только в 1944 году завод начал производство свой профильной продукции — средств пожаротушения.
В советское время завод был третьим по объёмам выпускаемой продукции, и объемы эти исчислялись тысячами единиц, например, в 1990 году заводом было выпущено 2565 пожарных машин. Сегодня объёмы производства гораздо скромнее - производственная мощность завода порядка 350 машин в год.
Впрочем, надо понимать, что современная пожарная машина значительно сложнее той, что выпускались в советское время. Даже по требованиям МЧС там устанавливается более 40 единиц различного оборудования, а в некоторых случаях это число превышает сотню. Современная пожарная машина - сложнейший высокотехнологичный агрегат.
На завод приходят готовые шасси базовых автомобилей, чаще всего это КАМАЗ или Урал, иногда ГАЗ. В советское время, кстати, основной базовой машиной был ЗИЛ, но потом... вы в курсе.
Все остальное производится здесь, на заводе - сварка, гибка, мехообработка, покраска, включая и сложные агрегаты, например, пожарные насосы тут производят самостоятельно.
Ну и кстати, не зря завод называется "противопожарного и специального оборудования", ведь тут не только "пожарки" делают, а еще и различные специальные машины, в том числе и для МВД. А вообще это более 50 моделей и модификаций. Сделали даже автомобили "тяни-толкаи", которые были построены по спецзаказу для Олимпиады в Сочи.
Это только с виду кажется что пожарная машина это просто - на самом деле современная машина не только технологически сложная вещь, с кучей электроники и автоматики, так еще и у заказчиков разные требования. И опять же, обыватель думает - ну кто заказчики, МЧС и всё? А на самом деле, хотя МСЧ конечно основной заказчик, но не он один, вот примерный список клиентов завода:
МЧС России, МВД России, Минобороны РФ, ФСБ России, ОАО «Газпром», ОАО «АК«Транснефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «НК«Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Концерн Росэнергоатом», аэропорты городов Москва, Самара, Красноярск, Якутск, Киров и многие другие.
И у каждого свои требования. Но и это еще не всё, около половины машин уходят на экспорт, а там у каждой страны тоже свои требования. Варгашинские машины работают по всему СНГ, но не только, а еще в странах Юго-Восточной Азии, Африки, в Латинской Америке, в Китае, Южной Корее. Например, машины на фото ниже отправятся в Киргизию.
Впрочем, когда я писал про то что ничего захватывающего на таких производствах нет, все же это не совсем так. Вы когда-нибудь сидели за рулем современной пожарной машины? Это правда впечатляет, просто из-за размеров, чувствуется мощь! Они ведь сейчас значительно больше, чем были раньше. И жалеешь только о том, что покататься не дали. Но в любом случае «Варгашинский завод ППСО» оставил у меня в памяти что-то, что потом приятно будет вспомнить. А на любой проезжающей пожарной машине я теперь буду инстинктивно искать знакомую лаконичную эмблему VR, обозначающую «Варгаши»
Ставьте👍и подписывайтесь на канал "Сделано у нас". А если хотите больше новостей об успехах России, то подпишитесь и на наш телеграм @sdelanounas_ru ⬅️