Связь осуществляется с помощью буксируемой субмаринами антенной в сверхнизком диапазоне частот, так как данные волны способны передавать сигнал под воду и на дальние расстояния
Самолет Ил-80, предназначенный для эвакуации высшего руководства и управления вооруженными силами в случае глобального конфликта, проверил свою систему связи с атомными подводными лодками, находящимися под водой. Результаты испытаний доказали, что он уверенно поддерживает связь с субмаринами на глубине, правда, на какой именно, не уточнялось.
Ил-80 создан на базе советского самолета дальнего следования Ил-86. Главное назначение «самолета судного дня» — стать убежищем для высокопоставленных лиц и точкой осуществления командования наземным, наводными и подводными стратегическими пунктами. Использовать его предполагается в случае, если наземные пункты будут уничтожены. В частности, воздушный пункт способен передать на подлодку приказ о запуске межконтинентальных баллистических ракет.
Оборудование связи включает в себя аппаратуру, работающую со сверхдлинными волнами, сигнал с которых подлодки принимают на буксируемую антенну. Такая антенна может находиться незамеченной для противника на глубине всего несколько метров, что позволяет ей принимать сигнал с самолета. Сверхдлинные волны относят к сверхнизким частотам. Они огибают Землю, то есть могут передаваться на большие расстояния, слабо поглощаются земной поверхностью, проникают вглубь морской воды, хорошо отражаются от ионосферы, следовательно, не зависят от ее возмущений. Также самолет умеет держать связь через ретрансляторы и спутники.
За связь отвечают самые разные антенны — приемные, передающие, передающие выпускные, релейные. Кроме того, установлена аппаратура против помех, компьютеры для получения, обработки и передачи данных.
Приборы и радиооборудование располагается в верхней части носа самолета, похожем на гребень. Иллюминаторы в нем отсутствуют, за исключением кабины пилота — так степень защиты экипажа и аппаратуры выше. Выхода всего три. Система кондиционирования и просторный салон обеспечивает комфорт экипажа.
Конструкция крыла и корпуса усилена, чтобы снизить последствия воздействия на самолет ядерного взрыва, благодаря ей он очень устойчив в воздухе.
Недостаток самолета в его тяжести — более 200 тонн, длина 60 метров. Разумеется, чтобы поднять в воздух такую махину, нужна длинная взлетная полоса, даже каждое его испытание обходится весьма дорого. Впрочем, зато для обслуживания хватает всего пяти человек.
Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе. Россия обладает четырьмя экземплярами таких воздушных пунктов командования, все они готовы к использованию. Два самолета оборудованы системой для дозаправки в воздухе. Первые полеты они совершили еще в 1985 году. Сейчас ведутся работы по их модернизации с целью повышения надежности оборудования.