Найти в Дзене
Пассажир 4-го вагона

Жить, как все: Что ждет после школы детей с особенностями в развитии? Правда, про которую надо говорить

Оглавление

Я воспитываю дочку с "особенностями в развитии" и часто слышу о том, что в крупных городах для таких "особенных" людей уж точно много разных возможностей.

Они могут заниматься простым ремеслом, делать несложную работу, вести активную творческую жизнь (например, играть в театре). Или посещать "клубы по интересам" и другие развивающие занятия, которых, конечно же, много, практически в каждом городе и на любой вкус.

Так говорят...

Я живу в Санкт-Петербурге. Да, не Москва.
Но тоже довольно крупный город (позвольте мне легкую иронию).

Полтора года назад моя дочка закончила школу. Это коррекционная школа, в которой обучаются дети с теми или иными особенностями развития.

В школе много неравнодушных педагогов, несущих благородную миссию и вкладывающих в особенных деток себя без остатка.

Чаще всего это идейные люди, работающие не столько за зарплату, а сколько по зову души и внутренних принципов. Низкий поклон таким педагогам!

Как правило, школа может дать только 9 классов. Чаще всего десятый-одинадцатый "не спонсируются" государством.

После школы детям устраивается выпускной и их "отправляют в большой мир" с пожеланиями всего самого светлого. На самом деле, выпускной в данном случае - это "праздник со слезами на глазах". Никакого большого мира для этих детей нет. Они будут сидеть дома. Без возможности общения с кем либо, кроме своей семьи.

Конечно, есть родители, у которых хватает сил придумывать что-то, организовывать, находить какие-то развивающие кружки и возить взрослого "ребенка" на другой конец города на занятия на пару часов.

Потому что "особенные люди" не могут куда-то добраться сами. По большей степени не потому, что не способны запомнить дорогу, а по причине опасности, которая их может ожидать на каждом шагу.

У нас нет развитой культуры, чтобы помочь инвалиду. Большинство их сторонятся, боятся. А есть ещё и такие люди, которые обязательно воспользуются беззащитностью "особенных". И, к сожалению, таких людей гораздо больше, чем вы можете себе это представить.

Поэтому я не отпущу свою дочку даже в магазин. Она мне слишком дорога, чтобы я так ею рисковала.

Так есть ли что-то после школы для таких людей? И да, и нет. В основном, все что создано, создается на инициативе родителей, у которых есть силы что-то создавать.

Мы живем в центре города, и я слышала только про пару мест в нашем районе, куда можно привести "особенного" человечка на 2-3 часа, для того, чтобы он смог хотя бы пообщаться в коллективе или заняться чем-то интересным и полезным.

Я считаю, что нам очень повезло. Моя дочка ходит в "Палату Ремесел СПб". Ребята из этой организации на свой страх и риск решили попробовать создать что-то для выпускников нашей школы. У них не было опыта, но было желание сделать что-то хорошее и полезное.

Мы ходим в "Палату Ремесел" два раза в неделю на два с половиной часа. С ребятами там лепят из глины, валяют из шерсти, рисуют, поют, играют на народных инструментах, изучают народные танцы и даже шьют народные костюмы. И это далеко не все.

Моя дочка обожает эти занятия, обожает своих педагогов, обожает ребят, которые ходят на занятия вместе с ней. Это её мир. Да, два раза в неделю. Но это мир, который у нее есть помимо семьи. И это прекрасно. Такое есть не у всех.

Не каждый родитель может себе позволить срываться с работы и возить-забирать ребенка с двухчасовых занятий. Особенно, если работает (живет) не так близко, как мы. Поэтому в наши мастерские ходит всего пять ребят.

Это огромное счастье, что у наших детей это есть. Моя дочка еще путешествует со мной по миру - это дополнительно наполняет ее жизнь.

Еще один мальчик занимается футболом. Мама возит его на тренировки. Да, есть в Петербурге футбольная команда для особенных ребят.

Ещё у одной девочки папа ведет активную организационную деятельность и тоже везде возит дочку с собой.

Но у многих, к сожалению, всего этого нет. После школы их жизнь заканчивается. И замыкается в четырех стенах родительской квартиры. И не потому, что родители плохие, а потому что возможностей у них нет. Через голову не перепрыгнешь.

Честно говоря, у меня не было в планах все это писать. Но сегодня моя дочка вернулась с концерта, который "Палата Ремесел" организовала в ее бывшей школе.

Наша замечательная педагог, которую моя дочка ласково зовет "Анатольевна", и после школы продолжила заниматься с нашими детьми по своей личной инициативе. Она прислала фотографии с этого выступления.

Я с улыбкой и теплотой в сердце рассматривала эти фотографии и вдруг поняла, что хочу поделиться этим с вами. А ещё хочу открыть обществу глаза на проблему, которая, конечно, довольна узкая, в рамках всего большого общества. Но от этого ее значимость не становится менее важной.

Как считаете, можно было бы организовать больше возможностей для людей с инвалидностью?

Создать для них интересную и насыщенную жизнь, рабочие места, организованную развозку, кружки по интересам, творческие мастерские?

Или это должна быть проблема и ответственность только родителей "особенных людей"?