Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».
Обманки в искусстве – это изображения, создающие иллюзию. Они играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далёким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность: его можно раскрыть. Стоит лишь присмотреться.
Сегодняшняя статья посвящена имитации одного из самых древних искусств – глиптики. Это мастерство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Глиптика зародилась в странах древневосточной цивилизации, достигла расцвета в Античности, затем пережила периоды взлётов и падений в Западной Европе. С конца XIX века она перестала играть заметную роль в европейской культуре.
Существуют две основные разновидности резных камней (другое название – геммы). Первая – инталия – камни с углублённо вырезанными изображениями. В древности их часто использовали в качестве печатей. Вторая разновидность гемм – это камеи. Они отличаются от инталий выпуклой резьбой и отсутствием практического назначения. Камеи использовались в декоративных целях и пополняли коллекции знатных владельцев.
Часто такие произведения создавались из двух- или трёхслойных пород камней, а мастерство резчика состояло в умении использовать их многоцветную структуру. Примером виртуозной работы может послужить шедевр античного искусства «Камея Гонзага», созданная в Александрии в III веке до н. э. Произведение названо в честь владельцев – герцогов Гонзага. Неизвестный резчик на крупном куске арабского сардоникса вырезал парный портрет правителей Египта: Птолемея II и Арсинои II. Работу можно увидеть в Зале резных камей (№ 120).
В XVIII веке вся Европа была увлечена резными камнями. Произведения античной глиптики являлись достоверными свидетельствами творческой одарённости древних мастеров. К тому же зачастую эти работы имели лучшую степень сохранности, нежели мраморные скульптуры. Увлечение глиптикой не обошло стороной и Российскую Империю. Екатерина Великая собрала десятки тысяч резных камней. Она шутливо называла свою страсть к их коллекционированию «камейной болезнью», а своё собрание – «бездной».
Неудивительно, что под влиянием моды на камеи стали появляться и имитации. В 1770-е годы возникло соответствующее направление в портретной миниатюре. Взгляните на табакерку с профильным женским портретом, выполненную мастером Пьером-Жозефом Саважем (1744–1818).
Конечно, это изображение скорее напоминает камею, нежели создаёт реалистичный образ.
Ансельм-Франсуа Лагрене прославился именно миниатюрами, имитирующими камеи. Он мастерски создавал иллюзию слоистого полупрозрачного камня с вырезанным на нём рельефом. В 1817–1824 годах художник работал в Москве и Петербурге, где создал большое количество миниатюрных портретов русской аристократии.
Среди работ этого талантливого мастера есть и миниатюры членов императорской семьи. В коллекции Эрмитажа хранится портрет великой княгини Александры Фёдоровны – супруги великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I.
Ансельм-Франсуа Лагрене происходил из династии художников Лагрене. Его обучал отец, французский живописец Луи Жан Франсуа Лагрене – Старший (1725–1805). Вместе со своим братом Жан-Жаком Лагрене – Младшим (1739–1821) Ансельм-Франсуа также был приглашён в Россию.
Один из художников этой династии исполнил миниатюрные портреты императора Петра I и императрицы Екатерины II на табакерке из собрания Эрмитажа.
Портрет Екатерины восходит к изображению на медали Иоганна Бальтазара Гасса, выпущенной в 1777 году в память рождения Александра Павловича. Прообразом портрета Петра, вероятно, является изображение на медали Карла Леберехта 1803 года в память 100-летия Петербурга.
Камеи-обманки встречались и на различных аксессуарах: браслетах, кольцах, подвесках. На рубеже XVIII–XIX веков в России особое распространение получили целые гарнитуры, украшенные росписями, имитирующими камеи. Ниже вы увидите набор ювелирных украшений, так называемую парюру, которая была частью приданого великой княжны Александры Павловны, дочери императора Павла I. Она увезла парюру в Вену в связи с бракосочетанием с эрцгерцегом австрийским Иосифом, палатином Венгерским. После смерти Александры Павловны парюра была возвращена в Петербург и сегодня хранится в Эрмитаже.
Этот комплект кажется массивным, но на самом деле он чрезвычайно лёгок. «Камеи», обрамленные ажурной золотой филигранью, выполнены из папье-маше. Согласно преданию, автором парюры была мать невесты – императрица Мария Фёдоровна.
Имитация камей встречается и в фарфоре. Пожалуй, самый известный пример – Сервиз с камеями в 800 предметов, созданный мастерами Севрской фарфоровой мануфактуры.
Сервиз был заказан императрицей Екатериной II в подарок князю Григорию Александровичу Потёмкину (1739–1791). Заметным элементом декора стали изображения камей на темы греко-римской истории и мифологии.
За изготовление сервиза русской императрице был предъявлен счёт на 331 362 ливра – огромная сумма, которую Екатерина II сочла несоответствующей реальности. Последовала длительная переписка, в итоге оплата производилась в четыре этапа. Шедевр Севрской фарфоровой мануфактуры прибыл в Петербург в октябре 1779 года и находился до 26 июля 1782 года в Таврическом дворце, принадлежавшем князю Потёмкину. После он был передан в сервизную кладовую Зимнего дворца. Тогда из 800 предметов осталось 744.
Говоря об имитации камей в керамике, нельзя не вспомнить, пожалуй, самого известного английского художника, работавшего с глиняными изделиями, – Джозайю Веджвуда (1730–1795). В ходе экспериментов он вывел особый состав керамической массы, позволяющий имитировать всю тонкость резного камня. Художник назвал эту смесь «яшмовой». Большую популярность приобрели двухслойные произведения фирмы Веджвуда, напоминающие античные камеи: белый рельеф накладывался на цветной фон. В этой технике автор создавал элегантные медальоны и большие декоративные панно – плакетки, которые служили для украшения стен и мебели. Также Веджвуд придумал ассимилировать античные формы и сюжеты, дав им актуальную для своего времени трактовку. Ниже представлена плакетка, где в образе Афины изображена русская императрица Екатерина II.
Влияние творчества Веджвуда проявилось в искусстве многих европейских и российских мастеров. В коллекции мебели Государственного Эрмитажа хранится стол, изготовленный для убранства Михайловского замка. На ножках вы видите выполненные акварелью медальоны с изображением античных фигур на голубом фоне. Они имитируют произведения фабрики Веджвуда.
Завершая публикацию, предлагаем вам угадать, настоящая ли камея украшает этот браслет?