Найти тему
Юрий Кот

Один из самых оклеветанных русских императоров - Павел I. Неназванный святой.

Император Павел I – фигура трагическая и оклеветанная, ему досталось, пожалуй, больше посмертных обид и поношений, чем Ивану Грозному, хотя царствовал он не пять десятков лет, а всего четыре года, четыре месяца и четыре дня. Его обвиняли в деспотизме, в преклонении перед прусскими образцами, в принадлежности к масонам, его внешнюю политику называли безумной, а его самого «ущербным» и «сумасшедшим тираном». 

В Советской исторической энциклопедии об императоре Павле говорится, что он проводил политику «крайней реакции» и отстаивал «интересы помещиков-крепостников». Но вот незадача: именно «помещики-крепостники» его и убили, открыто приветствовали его убийство, называя его кончину «великим благом», «счастьем» для России, и 12 марта в Петербурге, за 12 дней до Пасхи, в особняках столичной знати рекой лилось шампанское – уже к вечеру в городе невозможно было найти ни одной бутылки.

-2

Среди непосредственных участников цареубийства были представители многих «славнейших родов России»:  Белосельский, Волконский, Голицын, Вяземский, Долгорукий, Зубов, Толстой, Орлов, Панин, Пален… А  заговорщиков активно поддерживал… Лондон.

Откроем учебник истории для педагогических вузов 1989 года, посмотрим, какие знания получали будущие педагоги о Павле I в советский период. «Екатерину II сменил ее сын Павел I (1796-1801), во многом напоминавший отца, – такой же взбалмошный, такой же солдафон и поклонник прусской муштры. Он разделил судьбу отца – стал жертвой переворота и был задушен». И это всё! Немногим больше говорится в учебнике для студентов истфака МГУ издания 2000 года, текст венчает поразительный вывод: «Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора». Читай – дескать, задушили правнука Петра Великого, Помазанника Божьего, и правильно сделали.

За последние двадцать лет появилось немало серьёзных исследований,   воссоздающих на основе документов исторический портрет «русского Гамлета» в первозданной подлинности, без идеологического налета и тенденциозных измышлений. Однако многие выводы этих работ еще не заняли своего места в учебной литературе, а историю и сегодня преподают те, кто учился по другим учебникам.

-3

Павел рос любознательным и смышленым ребёнком с математическим складом ума. С детских лет его окружали прекрасные учителя, они внушали своему воспитаннику любовь к Отечеству и русскому народу. Все свидетельствуют о его религиозности. Его духовным наставником и законоучителем был  архимандрит Платон – наместник Троице-Сергиевой лавры, которого современники называли «вторым Златоустом».

С детства Павел Петрович и отличался замкнутостью и пугливостью, что неудивительно. Свою взаимную антипатию родители мальчика – Великий князь Петр Федорович (император Петр III) и Екатерина Алексеевна ( Екатерина II) – перенесли на сына, который рос не только без родительской любви и ласки, но и был лишен дружеского общения.

Павел Петрович много лет ничего не знал о свержении и об убийстве своего отца, он даже не знал, умер ли он или еще жив, ведь в усыпальнице Петропавловской крепости его могилы не было, не было и его имени в  царском помяннике. Екатерина II, ставшая повелительницей России на 34 года, смотрела на сына не просто с холодным отчуждением, но и с опаской, контролировала каждый его шаг.

-4

Она жила с мыслью устранить Павла от права на престол, именно поэтому, несмотря на то что Павел I был самым образованным среди русских государей 18 столетия (в 19 веке с ним могут сравниться только Александр II и Николай II), его не только не готовили к роли государя, а попросту не допускали до государственных дел. Именно Екатерина II насаждала в своем окружении враждебное отношение к сыну, подпитывала слухи о его умственной неполноценности и неуравновешенности. Сам Павел никогда не позволял себе ни рассуждений о своих правах на престол, ни выпадов против матери.Не позволял этого он и другим. Так, в разговоре с представителем короля Фридриха Павел решительно заявил: «Я – подданный Российский и сын Императрицы Российской, что между мной и ею происходит, того знать не подобает ни жене моей, ни родственникам, ни же кому другому».

 

Вот как о личности Павла Петровича высказалась в своих «Записках» княгиня Д.Х. Ливен, которая лично знала его: «В основе его характера лежало величие и благородство – великодушный враг, чудный друг, он умел прощать с величием, а свою вину или несправедливость исправлял с большой искренностью».

Павлу Петровичу было суждено пережить измену и смерть первой супруги Натальи Алексеевны, скончавшейся при родах, и гибель первенца.

-5

Вторая супруга Мария Федоровна (внучатая племянница короля Фридриха) до конца своих дней была верна Павлу, подарила ему десять детей, была опорой супругу, когда  Екатерина забрала сыновей Александра и Константина под свою полную опеку, дозволяя родителям только время от времени навещать их.

-6

Павел Петрович стал императором на сорок третьем году жизни. Первым делом он выполнил свой сыновний долг и достойно перезахоронил отца – его гроб занял свое место рядом с гробом Екатерины в Петропавловском соборе.  Павел Петрович приказал участвовать в церемонии Алексею Орлову.

Одной из первых мер императора стало полное прощение всех польских участников борьбы с Россией. Были амнистированы и русские подданные, находившиеся в заточении, среди них А.Н. Радищев и Н.И. Новиков, монах Авель.

Государственная деятельность императора совсем не была бесцельной и хаотичной. Павел Петрович ощущал себя «отцом всего народа русского» и стремился заботиться не только о благоденствии дворянского сословия, как это делала Екатерина II. Он значительно урезал права и привилегии дворянства, обязав их служить.   Известный историк В.О. Ключевский назвал императора Павла «первым антидворянским царем».

При Павле Петровиче появились два важнейших акта: «О Престолонаследии» и «Учреждение об Императорской фамилии», вводившие строгий порядок наследования престола по праву первородства в мужском колене и устанавливающие иерархию в степенях династического родства. Тем самым Павел избавил Россию от «бабьих царств» и дворцовых переворотов.  

Впервые царь попытался регламентировать отношения между помещиком и крестьянином: был издан указ, ограничивавший барщину тремя днями и запрещавший работу на помещика в воскресные дни. Была запрещена продажа дворовых людей и крестьян без земли, все казенные крестьяне получили надел в 15 десятин на человека и особое крестьянское управление. Крестьяне обязаны были присягать на верность императору «как любезные подданные».

Серия законодательных мер касалась армии. Появились воинские уставы для всех родов войск, введена дисциплинарная и уголовная ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат. Так как Русская армия комплектовалась только из православных, то в уставе был особый раздел «Об отправлении службы Божией», согласно которому военнослужащие обязаны были каждый год «быть на исповеди и у Причастия». Устав запрещал использовать солдат для гражданских работ. Впервые нижние чины в армии получили право награждения орденами. Под страхом смерти(!) была запрещена невыдача солдатского жалованья; установлены пенсии для солдат, прослуживших 25 лет; умерших и погибших предписывалось хоронить с воинскими почестями. Благодаря указу Павла Петровича в качестве зимней экипировки появились длинные суконные шинели, а для часовых – тулупы и валенки.

Павел Петрович создал российскую орденскую систему, учредил Лесной департамент, Медико-хирургическую академию, казачьи пограничные разъезды – пограничную стражу. Запрещение смертной казни было распространено на западные области, вошедшие в состав России в конце 18 века. 20 июня 1797 года был принят указ о размножении картофеля в России. В центре Петербурга, на Дворцовой площади, в нижнем этаже Зимнего дворца был установлен «желтый ящик, куда каждый желающий мог опускать свое прошение с просьбой или жалобой. Ключ от ящика хранился у императора, который внимательно все прочитывал и принимал меры. Император Павел оставил три тома законодательных актов, касавшихся самых разных сторон жизни российского государства. Писатель А. Коцебу в своем очерке об убийстве Павла Петровича писал: «Из 36 миллионов (населения России) по крайней мере 33 миллиона имели повод благословлять Императора».

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел Петрович был убит. Сбылось пророчество инока Александро-Невской лавры Авеля, предсказавшего судьбу императору Павлу: «От неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, которых ты греешь на своей царственной груди… Они же, злодеи, стремятся сим оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, и будут поносить добрую память твою. Но народ русский правдивою душою своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби свои, прося заступничества».

В то время, когда во многих домах знати радостно пили шампанское, проститься с Павлом Петровичем за три дня пришли более 50 тысяч человек (при трехсоттысячном населении Петербурга).

-7

Его гробница в Петропавловском соборе стала местом молитвенного поклонения. Известно, что революция 1917 года прервала работу по канонизации императора Павла. В среде русской эмиграции его молитвенное почитание не прекращалось.