Глава 1. Мистицизм
1.1. Что такое мистицизм
История этого понятия, в отличие от слова «мистика», насчитывает всего несколько столетий (оно появилось в 17 веке), однако за это время оно претерпело множество смысловых сдвигов и изменений. Помимо неустойчивости значения самого термина, существует некоторая неопределенность в отношении того феномена, который этим термином обозначается. Представление о том, что такое мистицизм, каковы его основания, и какое место он занимает в культуре, менялись, вместе с изменениями представлений об иррациональном, формах и способах его выражения. Насчитывается поэтому немало определений мистицизма, которые носят гносеологический, онтологический, культурологический, психологический характер.
В основе своей мистицизм – это не бездумные «игры с духами», это особый способ познания мира. Это религиозно сакральная практика, которая подразумевает под собой веру в существование сверхъестественных существ.
Наиболее адекватным, по нашему мнению, является отношение к мистицизму как особому типу мироощущения. Мистицизм представляет собой мироощущение, направленное на трансцендирование субъективности и обретение смысла через это преодоление. Он проявляется в форме переживания единства или слияния с некой трансцендентной реальностью, которая обычно обладает ярко выраженным сакральным характером. Этот опыт в наиболее чистом, предельном виде представляет собой переживание (спонтанное или достигнутое в результате следования определенной технике). недифференцированного единства, преодоления границ субъекта и объекта,
«Я» и другого, трансцендирование собственной личности, вплоть до переживания ее растворения в безличном или сверхличном начале.
«Мистический опыт» носит ярко выраженный ценностный характер, кроме того, он часто является источником гармонизирующего отношения к миру, переживания осмысленности и оправданности мироздания.
Поскольку область «мистического» представляет собой не единый объект, но единую сферу, связанную скорее общим «тоном», чем жестким набором признаков, трудно говорить о каком бы то ни было исчерпывающем исследовании в данной области. Тем не менее, многообразие мистических феноменов не исключает единства того поля, из которого оно проистекает.
Очевидно, что эта сфера очень обширна и трудно поддается дифференциации. Многообразие мистических проявлений в рамках конкретной культуры выстраивается в соответствии с определенными представлениями, классифицирующими их с точки зрения данной традиции. Именно поэтому любое описание мистицизма неминуемо будет частично незавершенным и несовершенным. Понимание неизбежности этой незавершенности является необходимой методологической предпосылкой исследования.
Мистицизм– понятие весьма растяжимое. Оно охватывает собой чрезвычайно многочисленный и разнообразный класс явлений. Поэтому нельзя говорить о мистицизме, не установив предварительно, что мы будем разуметь под этим понятием и какие задачи будем преследовать при изучении этого явления. Прежде всего, заметим, что мы будем иметь дело с мистицизмом как известным видом религиозной жизни. Этим самым мы устраняем из поля своего зрения целый ряд явлений, которые хотя и обозначаются обыкновенно понятием мистицизма, но, в сущности с религиозным мистицизмом ничего общего не имеют. Таковы, например, явления телепатии, оккультизма, ментализма, месмеризма, магии, спиритизма
1.2. Типология мистицизма
Мистицизма как феномен тесно взаимодействует с религиозной традицией. Говоря о соотношении религии и мистицизма, нужно учитывать, с одной стороны, неизбежность религиозных (или псевдо-религиозных) выражений, которые неминуемо сопутствуют мистической практике, с другой стороны - историческую реальность, в которой мистицизм обычно появляется в связи с определенной формой религии.
Крайние подходы к этому вопросу - представление о мистицизме как сущности религии, распространенное в первой половине XX века, и подход к мистицизму как самостоятельному учению, который стал популярен в отечественной литературе в последние годы. Однако, и та, и другая позиция представляют собой скорее некий «миф» о мистицизме, чем строго научный подход. Отношение к мистицизму как самостоятельному учению на практике оборачивается сведением мистицизма к той или иной форме оккультизма.
Представление же о том, что мистицизм является сущностью религии, было связано с кризисом религии, со стремлением найти некоторую собственную, априорную сферу религии в области внутреннего опыта. Эта концепция восходит к пониманию религии, разработанному Шлейермахером. Ее популярность объясняется культурно-историческими причинами, потребностью утвердить автономную сферу существования религии в десакрализованном обществе.
Мистицизм невозможно интерпретировать ни как внутреннюю сущность религии, ни как полностью отличную, противостоящую ей форму. Более взвешенным представляется позиция, рассматривающая мистицизм как феномен, близкий религии и тесно с ней взаимодействующий, но все же обладающий некоторыми самостоятельными чертами. Религиозная интерпретация мистического опыта представляется «естественной» и закономерной, поскольку этот опыт чаще всего переживается самими субъектом как сакральный. Однако невозможно игнорировать и сложности отношения религии и мистицизма, особенно в рамках монотеистических религий.
Мистическая традиция в классическом виде представляет собой единство определенных форм мистической практики и оформляющих ее текстов и доктрин. При этом основные элементы «интерпретации» обычно уже присутствуют в культуре. Так, классическая европейская мистическая традиция возникает и оформляется в рамках христианства. Тем самым не только элементы христианского мировоззрения и доктрины используются для интерпретации некоего опыта, но сам этот опыт возникает и развивается под влиянием соответствующих представлений. Интерпретация, таким образом, оказывается встроенной в мистический опыт с самого начала, или же, вернее, одно не существует без другого.
Таким образом, говорить о том, что мистицизм представляет собой самостоятельное учение невозможно уже потому, что он обладает свойством, которое можно определить как конформность. Это означает, что мистицизм не создает независимых доктрин, но переосмысливает имеющиеся объяснительные схемы в собственных целях. В принципе, для оформления мистического опыта (или близкого к нему) могут использоваться любые понятия, вплоть до научных и квазинаучных, и любые культурные формы, вплоть до индивидуального мифотворчества. Однако квазинаучные формы в современной культуре образуют собственную сферу и собственную логику развития. Чаще всего в качестве теоретической, доктринальной основы мистицизма выступает та или иная религия.
Таким образом, феномен мистицизма состоит из двух сторон, которые находятся в неразрывном единстве, хотя и могут быть до некоторой степени проанализированы независимо друг от друга. Однако, при этом следует избегать стремления свести мистицизм к мистическому опыту и определять последний в чистой, самотождественной форме. Такой подход приводит к зачастую неоправданному отождествлению различных форм мистицизма, или же к представлению о несущественности культурно-исторических форм, в которых предстает этот феномен.
«Мистицизм» и «оккультизм» являются близкими понятиями, но они должны четко различаться. Несмотря на то, что термин «мистицизм» часто применяется к различным формам оккультизма, собственно мистический элемент присутствует в них только на эмоциональном уровне. Оккультизм основан на стремлении к достижению некоторого знания, в то время как мистицизм основан на достижении определенного переживания, знание для него не является ни целью, ни даже ценностью. Кроме того, разные формы оккультизма сплошь и рядом оказываются практически, утилитарно ориентированными, направленными, подобно магии на овладение некими тайными силами или структурами. Все это противоположно мистическому мироощущению, для которого основной чертой является потребность в переживании единства с трансцендентной реальностью по ту сторону мира обыденного опыта. Именно само это переживание, а не стремление к извлекаемому таким способом знанию, является доминирующим в классическом мистицизме.
В силу определенной близости двух этих феноменов, а также в связи с конформностью мистицизма, требующего определенной культурной формы для своего выражения, мистицизм и оккультизм в культуре часто выступали как единая традиция. Оккультно-мистическая традиция европейской культуры включает в себя разные элементы (гностицизм, каббала, пифагореизм, герметизм). Она оформляется как единое целое в эпоху Возрождения и, начиная с 17 века, вторгается в классическую мистическую традицию, размывая ее границы. Все это, вместе с секуляризацией культуры и утратой христианством той роли, которую оно играло в предыдущую эпоху, приводит к тому, что мистицизм и оккультизм тесно переплетаются. Поскольку мистицизм всегда использует те или иные культурные формы, ослабление доминирующей религии неминуемо должно было привести к усилению влияния синкретический учений.
Что касается современной ситуации, то здесь мы сталкиваемся с почти непреодолимым смешением различных форм иррационального мировосприятия. Мистицизм, оккультизм, магия и все сопутствующие феномены переплетаются настолько тесно, что разделить их не представляется возможным. Доминирующими являются восточные религиозные практики, адаптированные к западной культуре, или же разнообразные оккультные и квазинаучные феномены. «Мистическое» во всех этих явлениях присутствует только как эмоциональный элемент, в сниженной по сравнению с классическим мистицизмом форме. Это неизбежно, поскольку современные формы существования иррационального отличаются заметной «архаизированностью» и выражаются в формах массовой
1.3. Чувства, которые вызывает мистическая литература
Человеку свойственны различные эмоциональные чувства: испуг, опасение, радость, печаль, страх и другие, проявление которых зачастую зависит от влияния внешних факторов. Эти чувства являются неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, они сопровождают нас в течение всей жизни. Одним из распространенных и вызывающих наибольший интерес является страх. Человек пытается преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх различными способами. Некоторые люди стараются не думать о своих страхах, заменяя их проявлениями положительных эмоций. Другие, наоборот, стремятся узнать о страхе больше, обращаясь к чтению литературы и просмотру фильмов.
Страх – это эмоциональное проявление человеческих чувств, которое изучается в психологии на достаточно глубоком уровне. Мистические страхи - одни из распространенных, но малоизученных типов страха. К мистическим страхам относят страх темноты, боязнь оставаться одному, страх несуществующих чудовищ, инопланетян, сглаза, и т. п.
Каждое живое существо испытывает страх. Как говорил Эдмунд Берк, «ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх». Но что такое страх?
Страх — чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх — психологическая основа выживания, страх — стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря нему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов. Обращение к различного рода словарям позволяет выявить семантические компоненты понятия страх.
Этимологический словарь русского языка дает следующее объяснение происхождения слова страх:
Страх — общеславянское, имеющее соответствие в германском и балтийском языках (средне-литовское stregti коченеть, каменеть и немецкое strecken вытягивать) Первоначально страх означало оцепенение, остолбенение.
В таком случае, можно предположить, что слово страх со временем претерпело изменения в лексическом значении: в современном русском языке страх обозначает меньшую степень боязни, нежели обозначал раньше, а очень сильный испуг обозначается словом ужас, тогда как изначально оно обозначало очень сильный ужас, кошмар, от которого кровь стынет в жилах, а волосы на голове встают дыбом.
Теперь обратимся к определению слова страх в толковом словаре :
Страх — страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия.
Как утверждают специалисты, «разнообразные «страшилки», разнообразные сказки и истории «страшного» содержания принадлежат к средствам, с помощью которых ребенок получает возможность наиболее эффективно и наиболее безболезненно преодолевать свои страхи. Это своеобразная тренировка храбрости, мужества, силы воли и т. п. Таким путем удовлетворяется познавательный, исследовательский инстинкт ребенка. Таким образом, они самоутверждаются и познают свою самоценность. Благодаря этому в относительно безопасных условиях дети познают и тренируют ощущения «личной границы», инстинкт самосохранения» .
Подводя итог, можно сказать, что страх – это тревожное состояние человека, сила проявления которого связана с уровнем развития воображения.
культуры.
и т. п.