Найти тему

От викарианства до церковного округа Российской империи: Иркутской епархии 295 лет

С момента своего основания в XVII веке Иркутск становится важным административным и торговым центром на пути к Китайской империи. Город являлся важным форпостом в освоение азиатских просторов Российского государства и спорных пограничных районов с Китаем. Организация Русской Православной церковью заграничных Духовных миссий в Пекин с 1712 года оказало значительное влияние на Сибирское духовенство и его состав. В 1727 году происходит образование Иркутской епархии, которой уже через несколько лет суждено было стать самой большой по площади в России. О том, как происходило создание Иркутской епархии и о политических процессах, способствовавших этому событию — в материале ИА IrkutskMedia.

Территория Иркутской области начала осваиваться русскими людьми с 1620-х годов, и первые православные церкви появились на отвоеванных землях после строительства в 1630-е годы Илимского, Братского, Тутурского и позже — Верхоленского, Киренского, Балаганского, Иркутского и других острогов.

В XVII веке согласно административному делению территория современной Иркутской области входила в состав Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году и с 1668 года именуемой Тобольской митрополией. Митрополия в свою очередь подразделялась на разряды Тобольский, Верхотурский, Енисейский, которые в свою очередь разбивались на десятины и заказы. Одна из самых больших по площади десятин — Даурская, вскоре была разделена еще на Нерчинскую и Иркутскую.

Богатая пушниной сибирская землица манила все новые и новые ватаги казаков и служилых людей. Собственно, это и было основной движущей силой в освоение различных территорий Сибири. Продажа пушнины за границу давала Московскому государству большие доходы, порой составлявшие около 80-100 тысяч рублей "соболиной казны". Эта сумма составляла 1/8 доходов Московского государства в середине XVII века.

Для сбора "ясака" (пушного налога) и закрепления на новых землях служилые люди возводили новые остроги. Строительство острогов зачастую сопровождалось возведением часовни, так как строительство церкви сопровождалось большими трудностями и затратами. Автор "Истории христианства в Иркутске" Прокопий Громов объясняет это трудностями устройства церкви: