Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Авиация считается одной из самых безопасных отраслей, и вполне обоснованно. Но даже в ней время от времени случаются нештатные, чрезвычайные ситуации. От этого никуда не деться, и к этому нужно быть готовым. Но как понять, какая ситуация произошла? SOS или еще не все так плохо? Давайте разбираться.
MAYDAY или при чем тут майский день?
До начала 1920-х, когда радиосвязь активно начала приходить в авиацию, сообщения в большинстве случаев передавались кодом Морзе. И в случае чрезвычайных ситуаций, как вы знаете, передавался сигнал SOS (…- - -…). Но по мере того, как код Морзе начал устаревать, пришлось придумывать универсальное слово для оповещения о чрезвычайной ситуации. В итоге роль «поисковика» досталось английскому авиадиспетчеру Фредерику Мокфорду аэропорта Кройдон.
Привычное английское слово HELP тут не подходило, так как оно распространено в повседневной речи и фонетически незвучное. Фредерику помогло то, что в эфире он преимущественно работал с английскими и французскими пилотами, курсирующими между Англией и Францией. Однажды он услышал, как французские пилоты говорят слово «M’aidez» (мэйдэй), которое переводится на английский как «Help me» (помоги мне). Для него это слово, вероятно, прозвучало как Mayday (майский день), и этому слову не было никаких аналогов и созвучных слов во фразеологии. В итоге Фредерик выбрал именно его и представил публике на конференции в Вашингтоне в 1927 году. Вскоре оно было утверждено.
Когда объявляем MAYDAY, а когда PANPAN?
MAYDAY является сигналом бедствия. И для его передачи нужны серьезные основания, угрожающие жизни.
Согласно Федеральным авиационным правилам N128, сигнал бедствия подается в следующих случаях:
- пожар на воздушном судне;
- отказ двигателя (двигателей), приводящий к невозможности продолжения полета на высоте не ниже безопасной;
- захват воздушного судна;
- угроза взрыва на борту;
- вынужденная посадка вне аэродрома;
- экстренное снижение (например, в случае взрывной декомпрессии);
- нарушение прочности воздушного судна;
- полная потеря устойчивости и/или управляемости;
- потеря ориентировки (перестали понимать, где мы находимся).
А так же в других случаях, когда по чек-листу требуется немедленная посадка.
PANPAN является сигналом срочности. Он привлекает внимания диспетчера к нашей проблеме и передается в следующих случаях:
- отказ двигателя (двигателей), не приводящий к невозможности продолжать полет на высоте не ниже безопасной;
- потеря радиосвязи;
- попадание самолета в зону опасных для полета метеоявлений;
- посадка ниже минимума (когда, например, погода не позволяет нам выполнить посадку по правилам, но у нас нет возможности лететь на другой аэродром);
- ухудшение устойчивости и/или управляемости;
- внезапное ухудшение состояния здоровья лица на борту воздушного судна, требующее медицинской помощи, которая не может быть оказана на борту;
- отказы систем, приводящие к невозможности продолжать полет до аэродрома назначения.
Как объявлять MAYDAY?
Для объявления сигнала бедствия есть четкая последовательность. Вот пример, как это сделать:
MAYDAY MAYDAY MAYDAY, Авиакомпания123, пожар правого двигателя. Продолжаем прямо на BELTA в наборе 6,000 футов. Дальнейшие намерения сообщим.
То есть сначала привлекаем к себе внимание, фразой MAYDAY, повторив ее 3 раза, затем говорим кто мы, что у нас произошло, где мы и что собираемся делать.
Однако, как показывает практика, не во всех случаях получается собраться с мыслями и четко сообщить всю необходимую информацию в одном сообщении.
Передача MAYDAY, как правило, сопровождается установкой кода 7700 (сквока) на самолетном ответчике и переводом на другую радиочастоту.
Это необходимо для того, чтобы диспетчер на своем мониторе четко видел самолет, терпящий бедствие, и мог спокойно вести с ним переговоров на выделенной частоте.
Помимо этого, в готовность приводятся все необходимые службы аэропорта, куда направляется терпящее бедствие воздушное судно, а диспетчеры по необходимости «расчищают» для него воздушное пространство, уводя другие борты подальше от аэродрома.
Кстати, передать сигнал бедствия можно, когда что-то произошло не только с вами, но и с кем-то другим. Поясню: к примеру, вы стоите на стоянке, готовитесь к рейсу и вдруг краем глаза замечаете, что самолет, запаркованный на соседней стоянке, загорелся. Нажимам на кнопку передачи и сообщаем об этом диспетчеру, ведь, возможно, вы - единственные, кто заметил начало возгорания.
—————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!