Найти тему

В Музее Пушкина работает выставка картин братьев Чернецовых

На ней представлены более ста картин, рисунков, документов из личного архива художников, большинство из которых впервые экспонируются для широкой пуб­лики. Проект приурочен к 220‑летию со дня рождения Григория Чернецова как продолжение серии, рассказывающей об окружении поэта и пушкинской эпохе. #INJECT_1# Выходцы из семьи иконописца, оба брата окончили Академию художеств с золотыми медалями, учились у лучших мастеров эпохи высокого классицизма. Старший брат Григорий (1802 – 1865) ныне известен прежде всего большой картиной «Парад на Царицыном лугу», которая хранится в Русском музее. На ней изображены Пушкин и еще 222 человека, его современники. Художник работал над картиной тщательно, около шести лет, сделав сотни подготовительных рисунков и эскизов. Некоторые показаны на выставке. Самый интересный — карандашный набросок «Пушкин и Жуковский», сделанный 15 апреля 1832 года. Внизу листа рукой автора записан точный рост поэта — «два аршина и пять вершков с половиной». Переведя в метрическую систему мер, получим 167 см. Нормальный, средний рост для мужчины XIX века, вопреки расхожему утверждению, что Пушкин был маленького роста. К тому же году относится этюд маслом «Группа писателей на Царицыном лугу». На нем изображены Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич. Эхом пушкинского времени является рисунок Григория Чернецова 1840 года «Петербург. Коломна. Калинкин мост». Современный зритель не узнает на нем ничего, кроме самого моста. Исследователи творчества поэта считают, что Пушкин нарисовал Григория Чернецова на полях одного из листов рукописи «Евгения Онегина». Младший брат — Никанор (1805 – 1879) специализировался на пейзажах. В 1829 году по заказу Пушкина нарисовал картину «Дарьяльское ущелье». По воспоминаниям Александра, старшего сына поэта, она находилась в квартире на Мойке, 12. Судьба пейзажа прослеживается до 1899 года: он был показан на выставке к 100‑летию Пушкина. Позже картина затерялась. Сейчас в мемориальной квартире на Мойке, 12, находится авторское повторение 1851 года. На выставке показан редкий пример совместной работы братьев — картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце». Она создана в 1837 году как память о поэте. Проект о братьях Чернецовых стал хорошим поводом показать произведения, напрямую не связанные с Пушкиным. В том числе интересные материалы о путешествии братьев по Волге, которое состоялось в 1838 году. Они прошли на весельной барке от Рыбинска до Астрахани, делая зарисовки берегов. В одной из записок приведен перечень 16 городов, где побывали братья. В другой указана общая длина панорамы обоих волжских берегов, созданная Чернецовыми, — 330 сажен и 8 вершков. Это более 700 метров. Еще два произведения свидетельствуют об известности братьев Чернецовых среди современников. Раскрашенная литография «Семь часов вечера» показывает пятерых мужчин во время дружеского чаепития у самовара. Тиражный отпечаток (значит, сюжет был популярным) сделан художником Н. Кашиным с картины Евграфа Крендовского. В 1850 году неизвестный фотограф запечатлел двойной портрет братьев Чернецовых. Искусство светописи только начиналось. Тем удивительнее, как точно найдены образы художников: легкая ироничная улыбка Григория и пытливый взгляд Никанора. Если не знать датировку, то можно подумать, что снимок сделан в середине ХХ века. Выставка работает по 23 января 2023 года.