Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Самое смешное кино про Дикий Запад: ‘Бледнолицый’ (1948)

В 1947-м году Боб Хоуп был известным комедиантом. Его серия ‘дорожных’ музыкальных комедий (‘Дорога на Сингапур’, 'Дорога на Занзибар’ и др.) заработала ему статус звезды. Студия Paramount Pictures, с которой у него был контракт, решила снять вестерн с Хоупом в главной роли. Этот жанр был как раз на подъёме, и хорошо привлекал зрителей. Второй звездой фильма боссы Paramount изначально хотели сделать Барбару Стэнвик. Но в какой-то момент передумали и решили арендовать у Говарда Хьюза Джейн Рассел. Она совсем недавно блеснула на голливудском небосклоне в скандальным вестерне ‘Преступник’ (Outlaw, 1943). Её сексапильность так контрастировала с принятыми в те годы экранными правилами, что фильм почти 2 года пролежал на полке, пока его удалось запустить в ограниченный прокат. Потом еще 3 года пришлось ждать широкого проката. Зато, когда его увидели зрители, кинолента сразу стала хитом. Джейн Рассел прославилась моментально, а Говард Хьюз, у которого с актрисой был 7-и летний контракт, хорош

В 1947-м году Боб Хоуп был известным комедиантом. Его серия ‘дорожных’ музыкальных комедий (‘Дорога на Сингапур’, 'Дорога на Занзибар’ и др.) заработала ему статус звезды. Студия Paramount Pictures, с которой у него был контракт, решила снять вестерн с Хоупом в главной роли. Этот жанр был как раз на подъёме, и хорошо привлекал зрителей.

Боб Хоуп
Боб Хоуп

Второй звездой фильма боссы Paramount изначально хотели сделать Барбару Стэнвик. Но в какой-то момент передумали и решили арендовать у Говарда Хьюза Джейн Рассел. Она совсем недавно блеснула на голливудском небосклоне в скандальным вестерне ‘Преступник’ (Outlaw, 1943). Её сексапильность так контрастировала с принятыми в те годы экранными правилами, что фильм почти 2 года пролежал на полке, пока его удалось запустить в ограниченный прокат. Потом еще 3 года пришлось ждать широкого проката. Зато, когда его увидели зрители, кинолента сразу стала хитом. Джейн Рассел прославилась моментально, а Говард Хьюз, у которого с актрисой был 7-и летний контракт, хорошо заработал.

Постер 'Вне закона'
Постер 'Вне закона'

Возглавить сценарную группу поручили Эдмунду Хартманну, штатному сценаристу студии. В неё также вошли Джек Роуз и Франк Тэшлин. Позднее этот проект, а затем и фильм, получили название ‘Бледнолицый’ (Paleface). Вот что вспоминал по этому поводу Хартманн:

’Самое интересное в ‘Бледнолицем’ то, что мы просто работали по контракту. Нас вызвали и сказали, что хотят вестерн с Хоуп и Джейн Рассел. Это была единственная вводная. Мы поднялись в наш офис и обсудили, что можно сделать, и все прочее. Я придумал историю о Катастрофе Джейн. Мы рассказали её главе студии, Фрэнку Батлеру. Он сказал: «Нет, это никогда не сработает. Ни за что». Примерно через десять минут он ворвался в наш офис и сказал: «Я понял, что надо, мальчики!" и рассказал нам в точности ту же историю. Один в один, без изменений. Я ответил: "Великолепно!" И мы написали её.’

Эдмунд Хартманн
Эдмунд Хартманн

Как в большинстве фильмов, где над сценарием работали несколько человек, в ‘Бледнолицем’ сложно выделить кто конкретно придумал какую часть. Хартманн определенно был автором истории. Франк Тэшлин начинал в анимационном кино, он имел большой опыт работы над комедийными мультфильмами, поэтому в ‘Бледнолицем’ отвечал за гэги. Джек Роуз, вероятно, писал прочие сцены. У авторов впервые в истории кино получилась полноценная пародия на клише вестерн жанра.

Франк Тэшлин
Франк Тэшлин

Главным героем ленты является трусоватый не очень умный парень, известный как «Безболезненный» Питер Поттер (Боб Хоуп). Он неумелый дантист, который считает себя отличным стрелком и опытным борцом с индейцами. Прозвище «Безболезненный» сценаристы заимствовали у реального дантиста конца 19-го столетия Эдгара Паркера. Тот разъезжал по стране с передвижным шоу, во время которого за 5 долларов удалял зрителям зубы, заглушая крики боли громкой музыкой циркового оркестра.

Боб Хоуп в 'Бледнолицем'
Боб Хоуп в 'Бледнолицем'

Поттер отправляется на запад в сопровождении Катастрофы Джейн (Джейн Рассел), выполняющей секретное задание правительства США. Она реально смелая и умелая в обращении с оружием, использует недотепу в своих целях. Поттер остается в неведении о ее истинных мотивах до конца их путешествия.

Режиссером был назначен Норман З. Маклеод. Он специализировался на комедиях еще с самого начала 1930-х годов, снимал кинохиты братьев Маркс, позднее имел успешный опыт работы с Бобом Хоупом. У него было собственное и совершенно четкое видение, какой должна стать вестерн-пародия. Франк Тэшлин позднее вспоминал: ‘Увидев превью, я хотел застрелить Нормана З. Маклеода. Я написал сценарий как сатиру на «Вирджинца» (1929), но он оказался совершенно испорчен. Я хотел убить этого парня. И тогда я понял, что должен сам режиссировать собственное творчество.’

Съемки шли с 28-го июля 1947 г до 1 октября того же года. Никаких дальних поездок не предпринимали, съемочная группа работала только в Калифорнии, в местности известной как Тысяча Дубов. В качестве локаций использовали Коннехо Вэлли Аэропорт и ранчо Дирвуд Сток Фарм, часто арендуемые кинематографистами.

В своей автобиографии Рассел вспоминала о создании «Бледнолицего» так: «Paramount была первой «домашней» студией, на которую я работала… Моя гардеробная находилась рядом с гардеробной Боба Хоупа. Меня вырядили в костюм из оленьей кожи с индейскими бусами и бахромой. Небеса! А еще корсет и панталоны. Тьфу! Сценарий Франка Тэшлина был восхитителен, но я обнаружила, что моя роль оказалась... сухой и плоской. Когда критики позже сказали, что я была " невыразительной», я поняла, что мне удалось то, что надо: каменное лицо. Боб Хоуп был нечто ... Он еще смешнее за кадром, чем на экране, такой расслабленный, кроме шоколадных глаз, которые никогда не перестают метаться, ничего не пропуская. Я называла его «Лампи».

Джейн Рассел
Джейн Рассел

Рассел также отметила, что Хоуп фанател от игры в гольф и иногда ускользал с площадки, чтобы сыграть несколько лунок, несмотря на плотный съемочный график.

Оглядываясь назад на свою карьеру, Рассел однажды призналась, что разочаровалась в большинстве своих фильмов, но ей понравилось сниматься в «Бледнолицем». «Эта картина была классной во всём, — писала она. — Никаких изменений, один режиссер, всегда по графику и без пота. Какое удовольствие! Я подумала: «Так вот как снимаются фильмы? Не могу в это поверить. Было весело с утра до вечера».

Джейн Рассел в 'Бледнолицем'
Джейн Рассел в 'Бледнолицем'

Премьера в США состоялась 24 декабря 1948 года. Это был триумф. Картина стала одним из кассовых рекордсменов. Она принесла студии Paramount 4,5 млн долларов, оказавшись для неё самой прибыльной в том году. Критики сошлись во мнении, что Хоуп прекрасно показал целый спектр эмоций - комические кротость, трусость, отстраненность в стрессе и претензию на мужественность. Джейн Рассел стала комическим контрапунктом, ее персонаж не имел страха и контролировал любую ситуация.

Постер 'Бледнолицего'
Постер 'Бледнолицего'

‘Бледнолицый’ получил номинацию на Оскар за лучшую песню — «Buttons and Bows» (Пуговички и бантики) Джея Ливингстона и Рэя Эванса — и победил в этой категории. Это, безусловно, один из самых ярких моментов фильма. Хоуп сам себе поет серенаду. Критик Босли Кроутер писал: «Великое в прогрессе человечества — и в искусстве — обычно происходит именно так. "Бледнолицый" в первую очередь заслуживает памятника как место рождения «Пуговичек и бантиков»» Сцена получилась настолько хорошей, что была воспроизведена в сиквеле - «Сын Бледнолицего» (Son of Paleface, 1952), режиссером которого выступил Франк Тэшлин.

Потрясающий успех киноленты сделал из Хоупа и Рассел суперзвезд, причем, прочно привязал к жанру вестерна. В последующие годы они неоднократно возвращались на экран в широкополых шляпах и с револьверами.

(с) Свен Железнов

P.S. Монетизация канала отключена Дзеном. Если вы хотите мотивировать автора писать больше статей, можно сделать донат на Биткойн кошелек 38Lu21QkqAxr1QBf5jNcNmvm7UJSdMXTvg или получить реквизиты для перевода средств, написав приватное сообщение.

Если интересны статьи про вестерны - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures

Также читайте:

Приключения техасского рейнджера в Канаде: “Северо-западная конная полиция” (1940)

Вестерн о приключениях на железной дороге: “Юнион Пасифик” (1939)

Как Гэри Купер стал Диким Биллом Хикоком: вестерн “Человек равнин” (1936)

Сентиментальный вестерн о хорошем бандите: “Возвращение Франка Джеймса” (1940)

Вестерн о злых железнодорожниках: “Джесси Джеймс” (1939)

Революция – это как большая любовь: вестерн “Профессионалы” (1966)

Вестерн в заснеженной Калифорнии: “След кошки” (1954)

Вестерн про городок-призрак и спрятанное золото: “Жёлтое небо” (1948)

Старый добрый вестерн нуар: “Территория Колорадо” (1949