Найти тему
BFM.ru

В Совфеде предложили заморозить активы миллиардеров, уехавших из России или отказавшихся от гражданства

  Ryoji Iwata/Unsplash
Ryoji Iwata/Unsplash

Обновлено в 15:35

В Совфеде предложили заморозить активы миллиардеров, которые уехали из России после начала спецоперации. Эту меру могут применить и к тем, кто отказался от российского гражданства. С такой инициативой выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Он отправил письмо вице-премьеру России Дмитрию Григоренко, копия есть у ТАСС.

За последние несколько месяцев от российского паспорта отказались предприниматель Олег Тиньков, основатель фондов DST Global Юрий Мильнер, основатель «Тройки диалог» Рубен Варданян, основатель Freedom Finance Тимур Турлов и основатель Revolut Николай Сторонский.

Автор инициативы считает, что меру нужно принять на фоне аналогичных действий западных стран, которые находят активы и имущество российских миллиардеров на своей территории и замораживают их. В частности, ЕС, Великобритания и США заморозили часть имущества Абрамовича, Фридмана, Дерипаски, Усманова и Мордашова.

Вот что думает по этому поводу член правления РСПП Игорь Юргенс:

-2

Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «Этот метод контрпродуктивный, только помогает санкциям. Уехали некоторые бизнесмены, некоторые по своей воле, а некоторые просто для того, чтобы попробовать решить вопросы и вернуться. У них работают довольно успешные предприятия здесь в финансовой сфере и не только. Там занято большое количество наших людей. Права собственности не перешли никуда, они работают эффективно. Знаю такого рода предприятия в том числе и на нашем финансовом рынке, без которых станет трудно нанятым работникам. Считаю, что это решение абсолютно нелогично. Надо смотреть, наверное, за поведением людей, как они высказываются за границей, как они себя ведут, не переступили ли они определенные красные линии в политическом смысле. Но это может быть работой и Совета Федерации, Думы, еще каких-то органов. Что касается экономической ткани, взять и вырезать оттуда уехавших, причем абсолютно непонятно, по каким основаниям, — это удар по нашей собственной экономике и по занятости наших собственных людей».

Помимо заморозки активов крупных бизнесменов и глав госкорпораций, Андрей Кутепов предложил направлять все поступающие им дивиденды и иные выплаты на специальный счет, чтобы с его помощью финансировать спецоперацию на Украине. Если же человек получает доход от убыточных институтов развития или госкорпораций, по мнению Кутепова, эти деньги нужно направлять на покрытие убытков.

Комментирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

— Если мы говорим о статусе замороженного актива, мы подразумеваем, что запрещается отчуждение данного имущества, распоряжение им и, возможно, предусматривается ограничение извлечения прибыли, то есть получения дивидендов по акциям. Здесь речь идет о том, что если конкретные акции будут заморожены, то дивиденды могут начисляться и находиться на счетах в качестве замороженного средства обеспечения. Единственный вопрос, какие цели это будет преследовать и как это будет обеспечиваться законодательно.

— О каких выплатах идет речь?

— Есть акции, которые обеспечивают поступление дивидендов, а есть другого вида доходы, включая распределяемую прибыль от долей участия.

— Ставка налога составляла 30-50% от суммы продажи.

— Что касается ухудшения положения налогоплательщиков, то оно сейчас запрещено, особенно ретроспективно, и я исключаю, что такое предложение найдет свою поддержку даже в свете существующей международной тяжелой ситуации. Если мы говорим об ответных мерах политического характера, условно, с точки зрения вероятности, такие меры могут реализовываться законодательно, в случае если соответствующие страны действительно пойдут на национализацию активов РФ.

Также глава комитета по экономической политике посчитал, что нужно доначислить налоги по сделкам с имуществом, долями и ценными бумагами, которые были совершены после 24 февраля. Ставка может составить 30-50% от суммы продажи. В таком случае доплатить придется, например, Олегу Тинькову, который в конце апреля продал свою долю в Тинькофф банке «Интерросу» миллиардера Владимира Потанина.

Комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

— Особенность этой инициативы в том, что она одновременно очень правдоподобна и не слишком реалистична. Правдоподобна потому, что так или иначе происходит целый ряд выдвижения экстремальных, спорных, подчас безумных идей, часть которых реализуется на практике, и люди готовы верить во все. Не очень реалистична, потому что очевидна и сомнительная правовая сторона дела. И с другой стороны, несмотря на всю радикализацию, которая происходит и продолжает идти, все-таки масштаб радикализации на сегодня не достиг зашкаливающего уровня, но и уровень заявленной инициативы не выглядит слишком высоким. В чем-то это просто хайп, в чем-то это тестирование реакции, потому что понятно, что из десяти экстремальных инициатив одна воплощается в жизнь, и всегда интересно посмотреть и протестировать.

— Кто является адресатом такого заявления?

— Пока это скорее попытка показать, что власть замечает, власть не бездействует, власть недовольна происходящим и может пойти куда-то далеко в своих ответных мерах. Но пока все-таки это выглядит скорее как демонстрация, нежели как оформление принятого решения. Тем более что власть сама рискует утратить контроль над собственной активностью, над тем, что правоохранители и другие интересанты будут использовать для какого-то масштабного передела под предлогом священных военных целей. Поэтому, конечно, если дело дойдет до практики, главный риск связан с тем, что государству будет еще труднее контролировать себя и систему исполнения решений.

Сенатор Андрей Кутепов также предложил направить замороженные в России средства иностранных инвесторов из недружественных государств на ремонт Крымского моста, дорог и коммунальной инфраструктуры в зоне спецоперации.