Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" имеет такую длинную, запутанную и многогранную историю, что ее хватило бы сразу на несколько крейсеров. Но самое главное, что история эта еще далеко не закончена и крейсер, скорее всего, уже совсем скоро вернется на свою базу. И это, конечно же, радостная новость.
Глава судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что капитальный ремонт и модернизация идут по графику и будут завершены в первом квартале 2024 года.
Как мы знаем, 12 декабря 2019 года на "Адмирале Кузнецове" во время ремонтных работ произошел пожар. Как сообщалось, инцидент возник при проведении сварочных работ. От окалины загорелся кабель, который, как назло, простилался по разным труднодоступным отсекам и палубам судна. Поэтому ликвидация пожара была затруднена. Всех работников эвакуировали. Тушение производилось с помощью пенной атаки и 13 декабря примерно в 5 утра пожар был потушен.
В результате пожара погибло два человека и 14 получили ожоги и отравления угарным газом разной степени тяжести.
С тех пор наш авианосец продолжает находиться в судоремонтном доке.
К сожалению, данный инцидент на борту крейсера был далеко не первый. По непонятным причинам наш единственный авианосец постоянно преследовали какие-то неприятности. Давайте вспомним сегодня некоторые основные моменты из нелегкой жизни тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
Стоит упомянуть, что вопрос о целесообразности строительства авианосцев часто поднимался в руководстве СССР в послевоенное время. Некоторые из них заявляли, что мы должны действовать также, как и американцы и строить крупные атомные авианосцы типа Nimitz.
Другие же считали строительство таких гигантов пустой тратой денег и предлагали лучше вкладываться в атомный подводный флот. Таких мнений среди командования ВМФ было большинство, поэтому до 80-х годов в СССР так и не появилось ни одного авианосца подобного американскому .
Основным приоритетом в строительстве были противолодочные крейсера проекта 1123 и 1143. На таких кораблях могли располагаться вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38.
Такая концепция была в некоторой степени функциональной, но удручал тот факт, что подобные вертолеты и самолеты сильно уступали в эффективности обычным истребителям. Поэтому руководство ВМФ в начале 70-х годов все-таки вернулось к идее создания крупного авианосца.
Недолго думая, решили взять за основу авианесущий крейсер проекта 1143, с намерением доработать его под необходимые требования.
Так появился проект 11435, за разработку которого взялось Невское проектно-конструкторское бюро. Характерной особенностью данного проекта стал носовой трамплин. Это позволило отказаться от катапульт, но при этом ограничивало вес самолетов, способных взлететь с палубы авианосца.
Еще одной "фишкой" стало мощное ударное вооружение - ракеты П-700 "Гранит". Таким образом, формально авианосец уже был не просто авианосцем, а тяжелым авианесущим крейсером.
По мнению некоторых экспертов, это было сделано для того, чтобы обойти юридические запреты, в частности конвенцию Монтрё, которая запрещает проход через черноморские проливы авианосцам. А так никто не докопается. Авианосец? Нет, не слышали... У нас крейсер, вот в паспорте так написано, читать умеете? А самолеты на нем это просто так, чтобы ввести противника в заблуждение.
В общем, в 1982 году началось строительство корабля, а в декабре 1985 года он был торжественно спущен на воду. В 1989 году "Адмирал Кузнецов" уже вовсю бороздил просторы Черного моря.
А первую в нашей истории горизонтальную посадку самолета на корабль в сентябре этого же года совершил летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев на палубном истребителе Су-27К.
И вот, наконец-то, в 1991 году авианосец вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. И тут началось... Советский Союз развалился, а вместе с ним грянули кризисы и всякое разгильдяйство и непотребство. Денег нет, инфраструктуры необходимой нет, а ведь обслуживание авианосца это дело довольно дорогое.
В результате, из-за ненадлежащей эксплуатации начались частые поломки и проблемы. К примеру, довольно часто выходили из строя котлы главной энергетической установки.
В дальнейшем ситуация с финансированием немного улучшилась. Корабль жил и добросовестно выполнял свои боевые дежурства, но все-равно что-то постоянно шло не так. Происшествий было пруд пруди.
- 19.10.1995г. на палубе сильным боковым ветром во время подлета был опрокинут вертолет Ми-8, который в результате потерял несущий винт. Палуба корабля к счастью не пострадала.
- 20.03.1996г. на палубу произвел аварийную посадку истребитель Су-33, у которого отказал один из двигателей. Все могло закончится очень печально, но летчик совершил почти подвиг, за что был награжден орденом Мужества.
- В 1997 году во время ремонта в вентиляционной шахте было обнаружен окоченелый труп работника судоремонтного завода, который, как выяснилось, погиб там несколько лет назад во время другого ремонта.
- В 1998 году, когда принимали топливо на борт, перепутали клапан. В результате 60 тонн мазута попало в пост управления стрельбой, который никак не ожидал такого наплыва и тут же вышел из строя.
- В 2000 году 15 офицерам и мичманам было предъявлено уголовное обвинение в связи с махинациями с воинскими перевозочными документами. Командир корабля Челпанов нахимичил с бумагами аж на 30 тысяч рублей!) В итоге никого не посадили, Челпанов убыток возместил и уволился из ВМФ.
- А вот в 2001 году произошло уже более серьезное дело. Два матроса решили похитить 12 тысяч рублей, и в результате они убили старшину машинной команды.
- В сентябре 2005 года дважды происходил обрыв троса аэрофинишера* при посадке истребителей Су-33. В одном из этих случаев самолет съехал с палубы и затонул на глубине более 1 км. Летчику удалось спастись.
- 6 января 2009 года на борту крейсера произошел пожар в носовом помещении. Возгорание было ликвидировано, корабль повреждений не получил, но, к сожалению, от отравления угарным газом погиб матрос.
- 14 ноября 2016 года произошел еще один инцидент с аэрофинишером. При посадке одного из самолетов трос оборвался. Другому же самолету, находящемуся в воздухе, было приказано летать, пока трос не починят. Но, израсходовав все топливо, летчик этого самолета был вынужден катапультироваться, а сам самолет потерпел крушение.
- 5 декабря 2016 года оборвавшийся авиафинишер снова стал причиной гибели очередного истребителя. Из-за обрыва троса самолет выкатился за пределы палубы и затонул. Летчик катапультировался и его спасли.
Аэрофинишёр — устройство для торможения самолётов, состоящее из стального троса, натянутого поперёк посадочной полосы (как правило, палубы авианосца)
Были еще и другие менее значительные, но также неприятные инциденты. Но, как бы то ни было, другого авианосца у нас нет и будем надеяться, что он вернется в строй в полном порядке и в будущем подобных происшествий уже не случится.
Основные ТТХ:
- Длина по ватерлинии - 270 м;
- наибольшая длина (палубы) - 306 м;
- ширина по ватерлинии - 33,4 м;
- наибольшая ширина - 72 м;
- высота - 64,5 м;
- полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т;
- скорость полного хода - 29 узлов;
- дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль;
- автономность плавания - до 45 суток;
- экипаж - 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.
- Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.
Вооружение
- 12 пусковых установок (ПУ) противокорабельного ракетного комплекса П-700 "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550-600 км);
- 24 ПУ зенитно-ракетного комплекса "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты);
- 8 модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс. снарядов);
- 6 шестиствольных артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов);
- реактивный комплекс противоторпедной защиты "Удав-1".
Авиагруппа
Авианосец может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета.
Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 гг. на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран".
Не будем же сильно зацикливаться на том, почему наш единственный авианосец постоянно испытывал различные затруднения, а лучше пожелаем ему поскорее вернуться в строй здоровым и модернизированным. Ведь ему еще предстоит вносить весомый военный вклад в обеспечение безопасности России 👍