Часть первая: в чём сила?
ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Эта статья не содержит скрытых намёков, призывов к каким-то действиям и не связана с происходящими где бы то ни было политическими событиями. Любое совпадение с реальной жизнью - случайность.
Статья никем не оплачивалась, не была заказана и представляет собой частный разбор знаковых фильмов прошлой эпохи.
Она могла быть с таким же успехом написана в 1998 году или 2020-м. Просто автор слишком молодой, чтобы написать её, когда фильмы были актуальны; и при этом достаточно старый, чтобы упомянутые фильмы оставили след в его душе.
ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2
Наркомания - зло.
Алкоголизм - та же наркомания.
Пейте томатный сок.
Оба фильма относятся к числу моих любимых. Оба вышли в непростые времена. Оба - ни на что не похожи стилистически. "Брат" - это такой жанр "фильм Балабанова". "Игла" - вообще уникальный в своём роде фильм. Рашид Нугманов, видимо, настолько сильно в него творчески вложился, что сделать хотя бы ещё одно высказывание, которое было бы не менее сильно - как у музыкантов записать "трудный второй альбом", чтобы он был как минимум не хуже первого - так и не получилось.
Режиссёр одного фильма? Да. Зато какого! "Игла" не похожа ни на какой фильм из тех, что вы смотрели или когда-либо посмотрите. Мог появиться только в то время, только в той стране, только в той ситуации - когда с приходом перестройки подросло поколение молодых амбициозных творческих людей, жаждущих себя проявить. Выдать гениальное на чистом энтузиазме, кайфуя от процесса.
Кто-то из читателей, наверняка, отметит, что на западе Рашид Нугманов и Алексей Балабанов, наверное, были бы миллионерами или миллиардерами. Возможно. Только мне кажется, фильмы на западном материале получились бы совершенно другие, о другом и по-другому.
Такие - не получились бы.
Но сейчас не об этом. Фильмы уже получились. :)
В обоих фильмах действует очень похожий главный герой. Только он погружён в разную реальность, действует в разных социально-культурных обстоятельствах.
Если набросать главные черты, объединяющие Моро (героя Виктора Цоя) и Данилу Багрова, то у меня получилось определить следующие:
1. Оба героя - сильные среди слабых. В чём сила - см. ниже.
2. Оба героя одиноки.
3. Оба героя появляются из ниоткуда и уходят в никуда.
4. Оба героя стремятся спасти девушку, и им это не удаётся (важнейший мотив кино 1990-х годов, повторившийся в большом количестве фильмов).
Пожалуй, это основные общие черты. Их объединяют и более мелкие: оба героя действуют не на своей территории, т.е. приезжие, оба ищут жилье и сталкиваются с местными мелкими бандитами - но это уже сюжетные детали для рассматривания под микроскопом, туда уходить не будем.
Сегодня постараюсь ответить на главный вопрос. Вопрос "на миллион долларов".
В чём сила?
Сила Моро-Цоя и Багрова-Бодрова заключается в уверенности в себе и умении за себя постоять. Они готовы не раздумывая отстоять свои ценности, а также защитить слабых. Для Данилы не возникает вопроса, где добро, а где зло, ровно так же, как для героя Виктора Цоя не возникает вопроса, спасать или не спасать Дину от наркозависимости.
Простые вещи вроде бы, зачем писать "многа букаф"? А в трудные времена всегда появляются персонажи, которые напоминают о простых вещах. "Memento mori и Carpe diem, не забывай!"
"...просто там такую музыку не слушают. Она ненастоящая". - напоминает нам Данила во втором фильме.
"Есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой..." - напоминает нам Виктор в "Группе крови".
На фоне уверенного в себе и спокойного Моро мелочными и тщедушными кажутся не только должник Спартак и противно-интеллигентный врач Артур Юсупович, но и "крутые" рэкетиры Эпштейн и его коллега.
Спартак всё время бегает от главного героя, чтобы не отдавать старый долг. Приходит на "стрелку" в кафе со своей "бандой" - видимо, из-за страха.
"Как тебе мои новые ребята? Неформалы. Я возлагаю на них очень большие надежды".
Артур Юсупович проявил слабость сначала в том, что начал сотрудничать с наркомафией - как я понимаю, в советские времена зелье можно было либо добыть самому (найти в природе, как делает сборщик конопли - тоже, кстати, довольно забавно убегающий от Моро, внезапно встретив его в казахских степях), либо достать через учреждения здравоохранения, куда наркотические препараты распределялись.
Затем, поняв, что в их отлаженную схему "наркомафия - Артур - Дина" влез незваный гость, решивший вернуть ситуацию в норму - вылечить Дину от наркомании, перестать хранить краденый морфий на квартире и т.п. - Артур Юсупович легко "сдаёт" Моро мафии на съедение, подстроив, что последний будто бы украл партию наркотиков. Это - тоже проявление слабости духа.
До противного прилично выглядящему врачу, вероятно, важнее жажда денег, страх отказать тому, кто сильнее тебя, важнее сохранить видимость приличного человека "со связями". А чем при этом придётся поступиться, через кого приходится переступить - не важно, с собой всегда договоримся. Можно сломать жизнь одинокой девушке Дине, недавно потерявшей отца. Наверняка, Артур появился в жизни Дины в моменты, когда ей было особенно плохо. Когда она была уязвима.
В финальной сцене фильма в бассейне, когда герой Виктора Цоя хочет серьёзно поговорить с signor Pantalone, последний отвечает будто бы заученными фразами:
"Учти, Дину из этого мы вытащим только вдвоём. (...) Нас теперь двое, нам будет легче".
Что-то не верится, что он способен на какой-либо решительный поступок, кроме как быть на побегушках у местной мафии.
Слабость Дины - её, пожалуй, преодолеть тяжелее всего. Это слабость перед зависимостью. Очень хорошо может прочувствовать её тот, кто хоть раз пытался бросить курить или пить. Тяга же к наркотикам, надо полагать, сильнее в тысячу раз (не имею опыта, поэтому только предполагаю). Вероятно, попавшая в тяжёлую ситуацию молодая женщина, судя по её квартире, заставленной скульптурами - дочь представителя богемы.
Легко можно себе представить какой-нибудь общий праздник - друзья, тусовка, "пойдём дунем", "да кому нужна твоя трава, у меня есть кайф покруче" - ну и понеслась...
"- Я вот одного не пойму: зачем тебе очки?"
"- Я не выношу цвет крови..."
Дальше Дину постигает этот страшный недуг конца ХХ века, в тепличной советской реальности - еще только проступающий. О тепличной реальности ещё расскажу позже.
Данилу Багрова тоже окружают слабые духом персонажи.
Брат Виктор слаб тем, что множество раз совершает предательство - отправляет младшего брата на верную смерть и всё время подставляет его под огонь. При том, что как и Эпштейн из "Иглы", выглядит внешне он - классическим "серьёзным человеком со связами в криминальных кругах". Эпштейн был рэкетиром 80х, качком из спортзала, в варёнках и с дубинкой, Виктор Багров - на американской машине, в пресловутом малиновом пиджаке, с золотой цепью на шее и квартирой в центре Питера.
Водитель трамвая Света, случайная знакомая Данилы, предпочитает тянуть лямку привычной жизни, вместо того, чтобы решительно её поменять. Насколько я знаю из критических статей о фильмах Балабанова, образ трамвая, катающегося по рельсам, был "подсмотрен" им в фильмах Киры Муратовой и является метафорой обывательского сознания, неготового к переменам и решительным действиям.
Бандиты в фильме действуют только стаей, в то время как Данила действует в одиночку.
Одна из самых леденящих кровь сцен фильма "Брат" - это разборка на квартире, куда Данила прибывает в компании двух бандитов "мочить" какого-то третьего, который залёг на дно в одной из колоритных для съёмок, но жутких для жизни питерских коммуналок.
Вспомните, как Утюг (Анатолий Журавлёв) - вроде бы крутой бандит, со здоровым стволом за поясом, всё время мельтешит, суетится, нервничает и угрожает случайно попавшему в "переплёт" режиссёру Стёпе:
"Если что не так, я тебе, с**а, в глаз выстрелю!"
На протяжении всей сцены шум, топот и волнение Утюга контрастирует с железным спокойствием Данилы. Руководствуясь каким-то внутренним моральным компасом и понимая, что Стёпа тут случайно, никого не сдаст и постарается забыть всё, как кошмарный сон, Данила успокаивает его размеренным и уверенным:
"Тебя здесь пальцем никто не тронет, я тебе отвечаю".
Слаба и тусовщица Кэт, живой пример следования нашим любимым статусам ВК и "мудрым мыслям" из Инсты - "живи здесь и сейчас", "в жизни надо попробовать всё"... Ну да: и кислоту, и травку, и таблетки - всё))) Сходить на рейв, потусоваться, "оттопыриться" - здесь силу характера и духа проявить особенно негде.
Неопытным диванным киноведам может показаться, что Кэт - это Дина через 10 лет, но я так не думаю. Дина страдала от наркозависимости, но при этом была достаточно полноценным членом общества. У неё была работа в больнице, она продала дачу отца (не за дозы ли? но не важно, мы так очень далеко уйдём) - то есть как-то умеет вести дела. Про Кэт такого не скажешь.
Хотя, мир художественного произведения ограничен описанными в нём событиями, всё-таки это не реальные люди. Однако, примерить персонажей на реальную реальность, наверное, иногда полезно.
Итак, сегодня мы разобрались с первой чертой, объединяющей фильмы "Игла" (1988) и "Брат" (1997). Оба фильма - о сильном человеке среди слабых людей.
Сила Брата и сила Цоя заключаются в том, что:
- они готовы действовать в имеющихся обстоятельствах;
- они решительны;
- они умеют за себя постоять;
- у них есть чёткий внутренний компас "добро - зло", "хорошо - плохо";
- их ценности не меняются в зависимости от моды, выгоды и прочих вещей, навязываемых обществом или окружением.
Продолжение следует.