Сегодня на острие вопроса, как люди обходились без фоторедакторов, как им удавалось «оживить фото», сделать его неповторимым, если под рукой не было компьютера? Конечно же, только творческий подход и техническая смекалка мастера фотографии.
Сальвадор Дали и фотограф Халсман дружили более 30 лет. Творческий тандем прославил обоих. Например, Халсман, благодаря идеям друга, разработал в фотографии новое направление – фотографический сюрреализм. В результате он сделал более 200 снимков известных людей в прыжке. Фотограф считал, что именно в такой позе раскрывается истинное лицо человека.
А началось все вот с этого снимка, который в 1948 году сделал Филипп Халсман.
Парящий в воздухе стул, летающие кошки и зависший в воздухе Дали. Для этого фотограф создал двухобъективный фотоаппарат, чтобы добиться четкости движения, запечатленного на картинке. Идея самого фото принадлежит Сальвадору Дали. Он увлекся ядерной физикой и открытиями ученых о структуре атома. Они считали, что материя находится в подвешенном состоянии во время остановки. Это состояние Дали и хотел запечатлеть.
«Я уверен, что ядерный век очень весёлый. Нет ничего более веселого, чем столкновение и взрыв. Для меня это самое счастливое, что может быть. Посмотрите, эти столкновения между электронами и атомами бесподобны, все прыгает и возится. Очень необычное, совершенно ритмичное чувство».
Когда Дали пришла идея зафиксировать на фото «остановку материи», он тут же вспомнил о фотографе из Риги Филиппе Халсмане. Они были знакомы давно, были единомышленниками-сюрреалистами. Хорошо иметь друга, который думает так же, как и ты. Друзья стали мыслить, как воплотить идею в жизнь. Умирала одна идея, и тут же появлялась следующая. Дали предложил взрывать уток. Фотограф был против. И заменил уток на кошек. Вместо задуманного молока в кадре запечатлена вода. В послевоенные годы лить молоко на пол - это кощунство. Мольберт и картину Дали «Атомная Леда» повесили на леску. Стул на переднем плане держала жена Халсмана. По команде ассистенты выбрасывали кошек, выплескивалась вода. А Дали на счет четыре должен был высоко подпрыгнуть. Самое главное, что все должно было сложиться так, чтобы кошки и Сальвадор находились в полете, а вода не перекрыла лицо художника. Снимок делали 6 часов. И только на 28 дубле он получился. Друзья устали, но итог работы того стоил.
Без всякой ретуши (фотограф оставил в кадре и руку жены, и леску) снимок был опубликован в журнале «Life» в 1948 году.
Совместная деятельность единомышленников на этом не прекратилась. Дали и Халсман выпустили две книги с сюрреалистичными фотографиями: «Дали Атомикус» и «Усы Дали».