Найти тему
На острие вопроса

Реализм или сюрреализм? «Остановка материи» по Сальвадору Дали

Сегодня на острие вопроса, как люди обходились без фоторедакторов, как им удавалось «оживить фото», сделать его неповторимым, если под рукой не было компьютера? Конечно же, только творческий подход и техническая смекалка мастера фотографии.

Сальвадор Дали и фотограф Халсман дружили более 30 лет. Творческий тандем прославил обоих. Например, Халсман, благодаря идеям друга, разработал в фотографии новое направление – фотографический сюрреализм. В результате он сделал более 200 снимков известных людей в прыжке. Фотограф считал, что именно в такой позе раскрывается истинное лицо человека.

А началось все вот с этого снимка, который в 1948 году сделал Филипп Халсман.

Парящий в воздухе стул, летающие кошки и зависший в воздухе Дали. Для этого фотограф создал двухобъективный фотоаппарат, чтобы добиться четкости движения, запечатленного на картинке. Идея самого фото принадлежит Сальвадору Дали. Он увлекся ядерной физикой и открытиями ученых о структуре атома. Они считали, что материя находится в подвешенном состоянии во время остановки. Это состояние Дали и хотел запечатлеть.

«Я уверен, что ядерный век очень весёлый. Нет ничего более веселого, чем столкновение и взрыв. Для меня это самое счастливое, что может быть. Посмотрите, эти столкновения между электронами и атомами бесподобны, все прыгает и возится. Очень необычное, совершенно ритмичное чувство».

Когда Дали пришла идея зафиксировать на фото «остановку материи», он тут же вспомнил о фотографе из Риги Филиппе Халсмане. Они были знакомы давно, были единомышленниками-сюрреалистами. Хорошо иметь друга, который думает так же, как и ты. Друзья стали мыслить, как воплотить идею в жизнь. Умирала одна идея, и тут же появлялась следующая. Дали предложил взрывать уток. Фотограф был против. И заменил уток на кошек. Вместо задуманного молока в кадре запечатлена вода. В послевоенные годы лить молоко на пол - это кощунство. Мольберт и картину Дали «Атомная Леда» повесили на леску. Стул на переднем плане держала жена Халсмана. По команде ассистенты выбрасывали кошек, выплескивалась вода. А Дали на счет четыре должен был высоко подпрыгнуть. Самое главное, что все должно было сложиться так, чтобы кошки и Сальвадор находились в полете, а вода не перекрыла лицо художника. Снимок делали 6 часов. И только на 28 дубле он получился. Друзья устали, но итог работы того стоил.

Без всякой ретуши (фотограф оставил в кадре и руку жены, и леску) снимок был опубликован в журнале «Life» в 1948 году.

Совместная деятельность единомышленников на этом не прекратилась. Дали и Халсман выпустили две книги с сюрреалистичными фотографиями: «Дали Атомикус» и «Усы Дали».