С начала учебного года прошло три месяца, и ноябрь для клиники стал рекордным по обращениям за помощью и консультациями родителей с подростками. Запрос у всех как под копирку: «снизилась успеваемость в школе, ребёнок ленится, как заставить его начать делать хоть что-нибудь». Подростки приходили нехотя, были закрыты, молчаливы, на вопросы отвечали односложно, практически у всех на лице – маска обиды. Было видно, что поход к врачу предваряли длительные и болезненные для обеих сторон выяснения отношений с родителями – дети вели себя сковано, отстранённо. Сразу становилось понятно, что в основе так называемой «лени» подростка лежит внутрисемейный конфликт, и «лень» - единственная возможная (по крайней мере, в этом убеждён ребёнок) реакция на него.
Среди прочих пациентов выделялась одна пара – мать и дочь. Мать скромно устроилась на краешке дивана, крепко прижимая к груди объёмный ворох одежды и переводя растерянный взгляд с проходящих мимо неё врачей и посетителей на разместившуюся рядом с ней дочь. Глаза у дочери были закрыты, она была бледна, почти лежала, откинувшись на спинку дивана, никак не реагировала на движение вокруг неё. Запрос тот же: «девочка ленится, ничего не хочет делать, прогуливает уроки, всё время лежит в постели – это продолжается уже месяц». Лилия, дочь, слушала и подтверждала всё, что говорила мать. При этом не чувствовалось ни малейшего сопротивления с её стороны, она даже выражала сожаление, что стала причиной таких острых переживаний матери. Было видно, что она искренне пытается участвовать в беседе, отвечая на вопросы доктора, но чаще всего звучал ответ: «я ничего не чувствую, я ничего не хочу».
Несмотря на то, что негативный результат (снижение успеваемости, ухудшение взаимоотношений с родителями и т.д.) совпадал у Лили и остальных подростков с подобным запросом, одной психотерапии ей было явно недостаточно. По рекомендации доктора она была госпитализирована с диагнозом «депрессия». Можно ли утверждать, что и другие подростки страдают депрессией? Чем состояние Лилии отличается от состояния других подростков? Чем руководствовался доктор, рекомендуя ей госпитализацию и легко отпуская домой других? И, в конце концов, чем отличается лень от апатии? Именно апатию увидел у Лилии доктор, а апатия – верный спутник депрессии.
Апатия – это патологическое состояние организма, его можно описать как состояние безразличия, равнодушия. Оно сопровождается физической слабостью, быстрой утомляемостью, вялостью и безволием. С ленью её связывает лишь одно – отсутствие мотивации, то есть интереса к какому-либо виду деятельности. А вот различий между ними гораздо больше. Потеря мотивации при лени вызвана непониманием смысла этой деятельности или её перспективы. Гиперопека родителей или авторитарный стиль воспитания также не способствуют формированию навыков волевых усилий, в этом случае лень – это стратегия («отойду в сторону, «отморожусь», «всё само собой решится»). Слишком комфортный образ жизни и удовлетворение любых желаний лишает подростка стремлений и любопытства, что также влечет за собой скуку и лень как реакцию на пресыщение.
Лень может быть вызвана сопротивлением и быть выражением протеста при конфликтах с родителями – не имея возможности им противостоять открыто, подросток саботирует важные для них указания или просьбы. Страх проиграть сверстникам также может быть причиной выбора «лени» как стратегии – он не вступает в открытые соревнования из страха «потерять лицо» и отказывается от них, якобы из-за лени.
Источник апатии отследить сложнее, она «накрывает», появляясь будто бы из ниоткуда. Хотя это не так: апатия возникает как защитная реакция человека на внутреннее напряжение. Например, не имея сил или не видя возможности справиться с источником стресса, человек «убегает» в бесчувствие, избегая таким образом душевных травм. Вернуться в реальность уже не просто, ведь там небезопасно. Если апатию вовремя не диагностировать и не принять меры, а часто бывает именно так (апатия принимается за лень и наказывается, что только усугубляет состояние подростка), она может привести к депрессии. В этом случае человек, однажды проиграв в схватке с угрозой (стрессом), распространяет негатив на всё, что его окружает, то есть однозначно негативно оценивает себя, мир и будущее. И если в случае с ленью может помочь одна психотерапия, то при депрессии не обойтись без лекарственной терапии.
Лиля получила помощь вовремя, её апатия больше не нарушит ход её жизни, не заставит прятаться и убегать. Реальность подарит ей множество счастливых моментов, и Лиля готова будет их принять.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.