Практически ежедневно в Telegram-каналах первых лиц региона появляются жалобы жильцов многоквартирных домов на свои управляющие компании. Граждане жалуются на протекающую крышу, которую ТСЖ клятвенно обещало отремонтировать ещё в прошлом году, на периодическое затопление подвалов, благодаря чему в квартирах стоит сырость и появляется грибок на стенах.
Всё течёт, но ничего не меняется
На прошлой неделе на портале «Лица Саратовской губернии» появилось обращение к главе региона
Роману Бусаргину. Жильцы дома по улице Тракторной (город Саратов) сообщили, что уже три месяца подвал одного из подъездов постоянно затоплен горячей водой. Как пишут саратовцы, слесари приходят, что-то чинят, но затем вода снова течёт. В результате в подъезде стоит неприятный запах, духота, сырые стены, а в квартирах — мошкара. Граждане просят губернатора решить наболевший вопрос.
Но чаще всего жители сетуют на протекающую крышу. В Саратове, на ул. Муленкова с февраля 2022 года затапливает общий коридор перед квартирами из-за повреждения кровли дома. Об этом также написал пользователь портала. Из-за этого на потолке и стенах образовались плесень и грибок, в квартире отваливаются обои на одной из стен. При этом жильцы неоднократно обращались в управляющую компанию как с устными, так и с письменными жалобами. УК даже составила акт о протечке, пообещала устранить проблему, когда растает снег (дело было в феврале), но, по словам саратовцев, никаких ремонтных работ проведено не было. А нынешней осенью, после интенсивных дождей, потолок и стены снова намокли. Обращение в управляющую компанию результатов не дало.
— Если протекает крыша, затоплен подвал или имеются другие проблемы у жильцов многоквартирного дома, алгоритм действий должен быть следующим, — рассказывает Андрей Жбанчиков, член совета Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области. — Сначала с претензией или жалобой необходимо обратиться в свою УК или ТСЖ. Иногда проблему можно решить уже на этой стадии. Если в установленный срок вопрос не был решён, то в этом случае члены совета дома (если такой совет создан) спускаются в затопленный подвал, видят сырость, потёки и прочее, фиксируют нарушения — скажем, делают фотографии, поскольку они имеют доступ к коммуникациям в отличие от других собственников. Члены совета дома могут проверить, насколько качественно устранены нарушения управляющей компанией или ГЖИ. Поэтому я всегда говорю: создание совета важно для защиты прав собственников. Но и простые жильцы, если видят, что УК ничего не сделала после письменной претензии, могут обратиться с жалобой в комитет по ЖКХ города Саратова с требованием привлечь к ответственности управляющую компанию. Гражданам, проживающим в Саратовской области, в этом случае нужно написать претензию в Государственную жилищную инспекцию. В областном центре полномочия по контролю за техническим состоянием разделены между ГЖИ и комитетом по ЖКХ администрации МО «Город Саратов». То есть саратовцы имеют возможность отправить претензию в любое из этих ведомств. В письменном заявлении нужно указать сроки исполнения, а также попросить уведомить о выполненных работах.
Денежный вопрос
Как поясняет юрист, если в итоге ничего не сдвинулось с мёртвой точки — пришло время готовить жалобу в прокуратуру. В ней жилец указывает на неоднократное совершение проступка, который заключается в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома.
— В жалобе прописывается, что проблема не была решена. Прикладываются документы, подтверждающие, что управляющая компания не желает устранять нарушения, — говорит эксперт. — Но прокуратура — это заключительный этап, куда нужно обращаться с подобными вопросами. В моей практике в ситуации с затопленными подвалами редко доходит до судебных разбирательств. Обычно УК реагирует и решает вопрос. Что касается протекающей кровли, то здесь всё сложнее, поскольку отремонтировать её можно либо за счёт текущего ремонта, либо за счёт капитального. И как мы понимаем, всё упирается в деньги.