Денис Ивановский, обозреватель-международник, член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета, специально для канала СМП
Сроки и этапы строительства Северного широтного хода (СШХ) получают неопределённый статус. Ввиду комплекса экономических и политических изменений, произошедших в 2022 году, власти пересмотрели ход реализации проекта – уже второй раз в текущем году.
Ранее, 15 ноября, стало известно о переносе сроков реализации проекта СШХ. При этом проектирование СШХ продолжается по графику, проектные работы финансируются в полном объеме, перенесены только сроки строительства. Причина этому — перераспределение ресурсов, которые пойдут на развитие Мурманского железнодорожного узла (запад) и строительство инфраструктуры на Восточном полигоне (восток).
Страны Европейского союза существенно сократили импорт российской нефти по трубопроводам, а с 5 декабря и вовсе вводится запрет на такие поставки. При этом одномоментно отказаться Европа от российской нефти не может и замещает трубопроводный импорт нефти морским.
Кроме того, поставки нефти из России в страны Азии в последние месяцы бьют рекорды — как в относительных, так и абсолютных показателях. Если в начале года в Азию на российских танкерах уходило 40% нефти из арктических портов, то сейчас этот показатель вырос до 70%. Этому способствует и высокий спрос на нефть со стороны Китая.
Такая ситуация в условиях серьёзных внешних ограничений толкает Россию на первоочередное развитие инфраструктуры Мурманской области для обеспечения увеличивающегося экспорта нефти по морю в Европу и Азию, а также на создание инфраструктуры на востоке для наращивания поставок ресурсов в Китай. Проект Восточного полигона, реализуемый РЖД с 2013 года, играет в этом контексте решающую роль в переориентации транзитных потоков между странами Азии и Европы.
Благодаря модернизации дальневосточной и сибирской частей Транссиба и БАМа транзитный контейнеропоток должен увеличиться в четыре раза при сокращении времени доставки грузов. В текущем году Россия уже недополучит около 2 трлн рублей из-за загруженности Восточного полигона, что делает вопрос ускоренного развития проекта особенно острым. При этом росту товаропотока в страны Азии последует и развитие российских регионов в связи с увеличением пассажиропотока и прилегающей к ЖД путям инфраструктуры.
Таким образом, с учётом тенденции перенаправления транспортных потоков с Европы в Азию, решение о развитии Северного морского пути и Восточного коридора выглядит крайне целесообразным.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput