"Он постарается" или когда человек друг собаки. ч.1

1,2K прочитали

 Как говорят британские ученые специалисты,  "на сцене  нельзя переиграть ребенка, кошку и собаку – они органичны, наивны и искренни." То же самое и в кадре фильма.

Как говорят британские ученые специалисты, "на сцене нельзя переиграть ребенка, кошку и собаку – они органичны, наивны и искренни." То же самое и в кадре фильма. И потому фильмы о животных пользуются у зрителей успехом. А если еще и партнер-человек собаки или кошки по кинофильму также органичен, наивен и искренен, то получается настоящий шедевр.

Вот таким шедевром является фильм кинорежиссера Семена Туманова "Ко мне, Мухтар", вышедший на экраны в марте 1965 г. И раньше у советского зрителя фильмы, где главными героями были собаки пользовались успехом. После вышедшего в 1935 г. художественного фильма "Джульбарс" выдающегося советского кинорежиссера-документалиста и путешественника Владимира Адольфовича Шнейдерова ( первого ведущего, с 1960 по 1974 г., "Клуба кинопутешествий"), о пограничном псе на одной из памирских погранзастав, масса советских собаководов стала называть своих питомцев этим именем.

А в 1946 г. другой выдающийся советский кинорежиссер-документалист Александр Згуриди ( основатель и первый ведущий другой популярнейшей советской телепередачи "В мире животных") снял художественный фильм по повести Джека Лондона "Белый Клык". Как и "Джульбарс" фильм длительное время был одним из любимейших советских фильмов о животных. В том же 1946 г. "Белого Клыка" отправили на Каннский кинофестиваль. Призов он там, правда, не завоевал, но это не уменьшило любовь к нему советского зрителя. Кстати, главный приз на том Каннском кинофестивале завоевал фильм Фридриха Эрмлера "Великий перелом". Но об этом почему-то забыли и единственным советским победителем Каннского фестиваля называют "Летят журавли".

Но рекордсменом по зрительской популярности в этом жанре стал "Ко мне, Мухтар". В год выхода его посмотрело почти 30 млн. зрителей. Через 12 лет побить рекорд "Мухтара" попытался фильм С. Ростоцкого "Белый Бим Черной Ухо", за который Ростоцкий, оператор Шумский и актер Вячеслав Тихонов получили Ленинскую премию за произведение для детей и юношества, но не смог, только 23 млн.

А вначале была повесть ленинградского советского писателя Иосифа Меттера ( тогда он был еще Иосифом, а потом оказалось, что Израиль) "Мурат", опубликованная в девятом номере за 1960 г. "Нового мира". Позже автор изменил название на "Мухтар". Толчком к написанию повести послужил один из экспонатов музея ленинградского уголовного розыска. Меттер тогда собирал в милиции материал для повести о советской милиции. Потом по этой повести "Сухарь" был снят фильм "Это случилось в милиции".

Так вот, в 1959 г. Меттер при посещении музея ленинградского уголовного розыска увидел там вот это чучело

 Как говорят британские ученые специалисты,  "на сцене  нельзя переиграть ребенка, кошку и собаку – они органичны, наивны и искренни." То же самое и в кадре фильма.-2

Это был легендарный милицейский пес по кличке "Султан", служивший в ленинградском уголовном розыске в 40-е годы За тринадцать лет службы Султан принял участие почти в тысячах милицейских действий и способствовал поимке более сотни преступников, пережил блокаду Ленинграда. Когда он умер в начале 1950-х годов, его тушу подвергли таксидермической обработке и выставили в музее криминалистики в Ленинграде. Вот на это чучело и обратил внимание И. Меттер.

Султан стоял передо мной, застекленный в стенной нише, его
длинная, густая, но тусклая шерсть уже была трачена временем -- уборщицы музея изредка выбивали из нее пыль. На двух стендах по бокам ниши рассказана была трудовая биография пса. Пожалуй, легче и привычней всего мы укладываем жизнь работяги в цифрах; на стендах и были выведены эти внушительные цифры, не привлекшие
моего пристального внимания: за десять лет своей работы в ленинградском уголовном розыске Султан участвовал в пяти тысячах операций, задержал более тысячи преступников, нашел похищенного имущества на общую сумму в три миллиона рублей...
... перед самым моим уходом один из работников музея рассказал мне походя драматический финал жизни Султана -- его бесприютную тяжкую старость. Вот тогда-то и дрогнуло мое сердце. В судьбе этого пса я увидел нечто человеческое.

Меттер нашел бывшего проводника Султана, отставного майора милиции Бушмина. Бывший милиционер много рассказал писателю о Султане, к которому он продолжал испытывать непреходящую любовь. Меттер даже усомнился в истинности рассказов Бушмина о необыкновенном уме Султана.

Поначалу мне казалось, что Бушмин несколько преувеличивает ум, понятливость псов. И однажды, когда я в очередной раз мягко усомнился в этом, он насупился, обернулся к углу моей комнаты, где на подстилке дремал мой добрейший кучерявый эрдель, и спросил:
- Как зовут вашего пса?
- Тришка.
- Любит он вас?
- По-моему, любит.
- А вот вы попробуйте сделать так. Каждое утро, сидя с супругой за столом, говорите ей: "Тришку надо продать. Продать надо Тришку". А она, конечно, ответит: "Ни в коем случае!" Дней пять побеседуйте так, и ваш пес станет относиться к вам совершенно иначе - он отлично поймет, что вы для него предатель.
Я не стал производить этот рискованный эксперимент: дружба с моим псом была для меня намного дороже, чем установление даже научной истины.

На главную человеческую роль — проводника Мухтара, младшего лейтенанта милиции Глазычева, режиссер Семен Туманов пригласил Юрия Никулина. Последний выразил сомнение — имеет ли он право сыграть милиционера, так как все его предыдущие роли за два последних года: "Балбес" из Самогонщиков", тунеядец Кузьма Иорданов из "Деревья были большие", три роли воров-домушников из "Деловых людей" и двух сюжетов "Фитиля", были совершенно противоположной социальной направленности, чем советский милиционер.

Но после долгого разговора с Тумановым Никулин согласился сделать кинопробы. Кинопроба убедила актера, что такие милиционеры могут быть.

Уже много позже я узнал историю моего приглашения на роль Оказывается, до меня пробовали шесть человек, и одного артиста даже утвердили Но автор сценария Израиль Меттер случайно увидел в то время фильм "Когда деревья были большими". Моя работа ему понравилась, и он предложил режиссеру мою кандидатуру.
После того как меня утвердили на роль, пошла полным ходом работа. Мне выдали форму Чтобы почувствовать себя милиционером, я носил ее дома, а иногда и по улицам в ней разгуливал. Из гостиницы я выезжал на съемку переодетым в милицейскую форму. В связи с этим вспоминаю один случай. Мы проезжали мимо рынка, и водитель нашей машины остановился, чтобы попить воды. Вдруг ко мне подбегают какие-то люди и кричат:
- Товарищ лейтенант, в очереди драка!
Что делать? Я вышел из машины, подошел к очереди и, дав короткий свисток, спокойно взял одного из нарушителей за локоть и строго спросил:
- Что, отвезти в отделение?
- Да нет, я не буду больше, лейтенант, простите, это мы так.

А роль Мухтара должны были изображать три пса. Действие фильма развивается в течение семи-восьми лет и поэтому были приглашены три пса восточно-европейской овчарки разного возраста одинаковой чепрачной масти. Два — Урал и Байкал были милицейскими служебно-розыскными собаками, а третьего пса, который должен был изображать Мухтара в молодости, и который единственный отзывался на съемках на имя Мухтар (при рождении хозяин назвал пса Геком), студия купила по объявлению. Нрав у него был еще веселый, малопослушный, весь окружающий мир лежал у его нелепых толстых лап и принадлежал лично ему. В группе его полюбили, но особых актерских талантов, кроме искренней юной непосредственности, у этого Мухтара не обнаружилось. И снимали его только в тех эпизодах, где следовало подчеркнуть молодость пса, не более того.

Как потом писал И. Меттер :

Дальнейшая жизнь этого Мухтара сложилась невесело. После окончания съемок он оказался ненужным "Мосфильму". А на балансе студии висела сумма, уплаченная при его покупке. И Мухтара продали во второй раз. Он попал в семью, где вскорости тоже оказался лишним,-- супруги разводились. И Мухтара продали в третий раз... Когда тебя, даже если ты собака, трижды перепродают из рук в руки на протяжении трех лет-- радости мало. Есть от чего озлобиться на человечество!.. И Мухтар стал
кусаться, зачастую бессмысленно, кидаясь уже и на тех людей, которые совершенно неповинны в его печальной судьбе. В общем-то, картина знакомая...

Но съемки сразу же застопорились. Снимать начали с финальных эпизодов, которые происходят зимой. Глазычев и Мухтар идут ночью, в пургу, по зимнему полю, преследуя бандита Фролова. Пургу организовали с помощью ветродуя. И оказалось, что и Байкал, и Урал боятся звука этой машины и не могут работать. Эти совершенные бойцы буквально цепенели от мощного звука мотора ветродуя. Съемки срывались, смета фильма получила перерасход в 150000 рублей в старых деньгах.

Кто-то вспомнил, что несколько месяцев назад пришло письмо от киевского инженера Михаила Длигача, он писал, что у него имеется пес выдающихся способностей, который может сыграть Мухтара. При этом Длигач прислал свой вариант сценария фильма. К письму была
приложена фотография красавца пса, увешанного наградными медалями. Сценарий Длигача оказался неумелым, на письмо ему никто не ответил.

Тут же из Киева был вызван Длигач со своим псом по кличке Дейк. И так к великому советскому актеру Юрию Никулину нашли партнера — великого пса Дейка. Правда, потом оказалось, что это не Дейк партнер Никулина, а Никулин партнер Дейка. Не собака друг человека, а именно человек друг этой конкретной собаки. Но об этом во второй части.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.