В одной из прошлых статей я писал о ситуации, когда Главное политическое управление ВС в ответ на инициативу граждан не устраивать масштабных праздников на новый год, а выделенные деньги перевести на фронт нашим ребятам уверенно констатировало, что в армии всё есть, так что празднуйте и радуйтесь. По мне, так не совсем верный посыл для сопереживающего тыла, но сейчас не о моральной стороне вопроса, а о что ни на есть материальной. И сразу «в армии всё есть» внушило немало сомнений.
С начала спецоперации в России были организованы волонтёрские объединения, которые поддерживают солдат в зоне СВО. Прекрасная инициатива для неравнодушных граждан, которые реально хотят чем-то помочь и приблизить победу. Однако ситуация давно вышла за пределы сбора вещей, денег, написания писем бойцам… Многие добровольцы сами производят тактические приспособления для армии. Не потому что им так хочется, а потому что есть огромный спрос.
Например, мой друг полностью переквалифицировал свой бизнес под нужды СВО: находясь в непосредственной близости к зоне спецоперации, производит маскировочные сети.
Молодая девушка руководит группой волонтёров, которые шьют для наших солдат тактические пятиточечники — специальные сидушки, на которых бойцы могут сидеть или лежать, чтобы не простужаться даже в холодную погоду.
Ткани и фурнитуру волонтёры закупают на личные средства и на пожертвования, которые переводят неравнодушные люди. Шьют всё сами, строго следят за качеством, получая обратную связь от бойцов, постоянно улучшают изделия. Всё личное время тратят на это: «Мы нужны там. Если мы не будем жертвовать этим, то кто будет помогать ребятам? Они ведь жертвуют своей жизнью».
Ещё один доброволец – специалист по резке по металлу – добился разрешения руководства своего предприятия изготавливать в рабочее время сапёрные кошки – эти приспособления используются в зоне боевых действий для безопасной проверки предметов, дверей и окон на минирование. С их помощью также можно эвакуировать раненого бойца из-под обстрелов: вытянуть его на эвакуационной стропе. Мужчина пробовал обращаться в другие предприятия с предложением помочь военным, но чаще всего слышал в ответ: «А сколько заплатите?»
Доброволец развернул производство даже дома – супруга стала лучшим помощником в работе. Кошки партиями уходят в зону СВО – в неделю отправляют в Донбасс около 1 тыс. штук. А кроме этого, по его эскизам приспособления делают добровольцы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Тольятти.
Вопросы к Главпуру не иссякают…
Многодетная семья организовала движение «Золотые руки ангела»: добровольцы изготавливают облегченные бескаркасные носилки для эвакуации раненых бойцов.
Начиналось всё скромными трудами родителей и их троих детей, когда вместо отпуска они решили потратить деньги на помощь ребятам и начали делать носилки в своей квартире. В квартиру стали приходить всё больше добровольцев. В конце концов движение разрослось настолько, что волонтёры арендовали помещение. Весь материал для пошива носилок волонтёры закупают на личные средства и пожертвования. В их случае выражение «с миру по нитке» имеет буквальный смысл. С начала марта добровольцы отправили военнослужащим уже 25 тыс. носилок, но пока этого недостаточно, чтобы полностью покрыть спрос – только в это движение в день поступает заявок на 300—400 носилок, а ведь бойцы обращаются и к другим…
В день! 300–400. И это только несколько частных примеров, а их намного больше… Низко кланяюсь всем неравнодушным. После частичной мобилизации, надо сказать, что настроения во многом поменялись: теперь не кто-то где-то воюет, а твой брат, сын, муж… И вроде хочется обратиться с гневными вопросами к военному руководству, у которого уж точно «всё есть» и даже больше. Но понимаешь, что здесь больше вопрос морально-нравственного выбора и неравнодушия простых людей, который, собственно, именно им и необходим. Это то, о чем пишу с самого начала спецоперации: обществу именно сегодня необходимо менять угол зрения на главные вопросы – для чего живу, в чем смысл, что оставлю после себя… И реальность помогает в этом как никогда.