Найти тему
Отсебятина

Группа Дятлова : Призраки

Оглавление

как и при каких условиях могло быть сделано последнее фото с "огненным шаром"

Последнее фото с пленки Кривонищенко, как его обычно публикуют. Из открытых источников
Последнее фото с пленки Кривонищенко, как его обычно публикуют. Из открытых источников

Прошу прощения за название - не удержался :)

Просто в обсуждении предыдущей статьи один из читателей упорно именовал центральное пятно рассматриваемого снимка "некоей сущностью" - выглядело это загадочно и мистически.

Реально же у нас сейчас будет лекция по оптике , возможно для кого-то скучноватая , :)

Хотя, впрочем, "призраки" (или "фантомы", в общем - Ghost) - вполне легальный термин в некоторых областях техники:

Текст технического описания для оптического рефлектометра. Из открытых источников
Текст технического описания для оптического рефлектометра. Из открытых источников

Методика

Как-то получилось, что на породивший множество конспирологических домыслов последний кадр фотоархива группы Дятлова я долго не обращал внимания - в малом масштабе центральное пятно на этом кадре выглядит круглым и могло быть следом прилипшего к пленке при проявке воздушного пузыря , эка невидаль.

При подготовке предыдущих статей, касающихся дятловского фотоархива, я впервые рассмотрел его в максимальном масштабе - и только хмыкнул : этот кадр вызвал столько фантазий ?!

Для фотографа и оптика там все ясно с первого взгляда.

Для наглядности я решил сначала поэкспериментировать и постараться получить похожие снимки, а потом уж почитать, что насчет этого кадра люди пишут.

( Славик советовал статью на Тайне. Net, но ее прочтение я отложил на потом, чтоб не влияла на эксперимент )

Пока что опишу результаты эксперимента, а потом уж будут объяснения, как все сделано, и обсуждение нюансов.

Фокусы

Так, увеличиваем центральное пятно изучаемого "дятловского" кадра, с повышением контрастности :

Центральное пятно фото Кривонищенко - пресловутый "огненный шар"
Центральное пятно фото Кривонищенко - пресловутый "огненный шар"

Тут явный восьмиугольник, а не круг.

Шаг первый : Попробуем получить в эксперименте подобные же многоугольники .

Пожалуйста :

Рис. 1. Шести-, восьми- и девятиугольники. Пояснения далее. Фото автора
Рис. 1. Шести-, восьми- и девятиугольники. Пояснения далее. Фото автора

Шаг второй : нужно получить четкий округлый край, заметный на слева на исследуемом дятловском фото.

Сделано - круглый край в левой части кадра:

Рис. 2. Фото автора
Рис. 2. Фото автора

Округлость слева у нас есть, восьмигранник - тоже, да еще и дополнительное размытое пятно справа получили.

Вроде все составляющие "загадочного" фото воспроизведены , теперь можно почитать, как его объясняют другие и раскрыть , How it's made (как это сделано).

Прошу не придираться - все это делалось на скорую руку ! Также прошу людей, смыслящих в фототехнике, учесть, что не все читатели имели с ней близкое знакомство, и терпимо отнестись к тому, что некоторые детали могут показаться банальными - другие-то этих деталей не знают !

Секрет фокуса

Ну да, восьмиугольник на последнем кадре дятловцев - это рисунок диафрагмы фотоаппарата, как и был высказано в статье на Тайне. Net .

Для тех, кто не вникал в устройство фототехники : служит диафрагма для регулирования светового потока ("отверстия"), располагается в середине объектива, между набором передних и задних линз, и выглядит так :

Рис. 3. Диафрагма объектива И23-У (с удаленной передней линзой) . Фото автора
Рис. 3. Диафрагма объектива И23-У (с удаленной передней линзой) . Фото автора

Число лепестков у диафрагм может быть разным - соответственно и число углов отверстия диафрагмы у разных объективов тоже различно.

На рис 1. - сфотографированные мною световые отпечатки диафрагм объективов Индустар-61Л (1), Гелиос-44-2 (2), Гелиос-103 (3). (И еще под рукой имеются с полдюжины фото-и кино объективов с диафрагмами на 10-16 лепестков).

В упомянутой статье от Тайны. Net предполагается, что изображение диафрагмы на дятловском кадре получилось в результате блика, но вообще-то существуют три возможных варианта его возникновения - в одном случае как отображение некоего реального объекта, и в двух - "призраки", т.е. паразитные сигналы, не имеющие прямого отношения к снимаемым объектам.

Рассмотрим пока первые два варианта (из трех возможных), а последний отложим на потом.

Вариант 1 : Прямой просвет диафрагмы.

Надо понимать, что фотообъектив - сложная и тщательно рассчитанная при разработке штука ; при нормальном расположении пленки в фокусе объектива диафрагма никоим образом не должна вносить свое изображение в то, что рисуется объективом на пленке !

Единственный вариант, при котором на пленке может получиться изображение диафрагмы, когда объектив направлен почти прямо на источник света - это если объектив (а значит и диафрагма в нем) находится почти вплотную к пленке (на дофокальном расстоянии).

Можно проверить, соблюдалось ли такое условие для дятловского кадра с "огненным шаром".

Берем дятловский кадр, вычисляем его геометрический центр (красный крестик) и рисуем вокруг этого центра окружность :

Рис. 4 . Схема автора
Рис. 4 . Схема автора

Аккуратненько, нечего сказать - круглый темный край , который в статье на "Тайне" определен как "край рукава" (чего люди не придумают ! :) ), оказывается всего лишь краем невыдвинутого объектива !

Для тех , кто не в курсе : дятловцы пользовались ф/аппаратами "Зоркий" и "ФЭД" с утопленными, как у современных цифровых "мыльниц", объективами, которые для съемки надо было вручную выдвигать, вот так, и кстати, у их объективов диафрагмы 8-лепестковые :

Если многие и так догадывались, что круглый край - это всего лишь край задвинутого объектива, , то такое графическое исследование лишь очень наглядно это подтверждает.

На рис.2 в своих экспериментах я специально сместил объектив, чтоб был виден его край.

И, кстати, сами эти эксперименты выглядели так (2 снимка):

Техника эксперимента, надеюсь, понятна по этим фото. Идем дальше....

Имея в кадре край тубуса объектива и пятно диафрагмы, уже с первого взгляда можно прикинуть установленное значение диафрагмы: 1/8-1/16 !!!

Кто имел дело с ручной фотосъемкой, сразу насторожится.

Далее...

Представьте, вы вырезали в картонке фигурную прорезь и пытаетесь получить на экране, на просвет от некоего источника света , проекцию этой прорези вот так :

попытка получить отверстия на экране. Фото автора
попытка получить отверстия на экране. Фото автора

Так вот , если источник света достаточно протяженный и равномерный (небо или хотя бы близкое окно) - картинка на экране сохранит форму прорези, только пока картонка с прорезью достаточно близко к экрану (расстояние меньше размеров прорези).

Чтобы проекция прорези на экране (или фотопленке!) сохранил форму, нужно, чтобы освещающий прорезь источник был сравнительно компактным.

Попросту говоря - если считать, что рисунок диафрагмы на пленке дятловцев получился в результате прямой засветки , то источник этой засветки должен был быть небольшим по угловым размерам - лампочка, или свечка, или небольшая дырка в стенке палатки, когда снаружи солнечный день.

Большой по размерам источник света даст не рисунок диафрагмы, а просто размазанное расфокусированное пятно !

Вот экспериментальный пример : сделанный мной кадр на пленке с приставленным к ней вплотную объективом:

Рис. 5 Фото автора
Рис. 5 Фото автора

А вот что, собственно, при этом снималось-то :

1-свечка, 2-окно, 3-отражение окна в зеркале. Фото автора.
1-свечка, 2-окно, 3-отражение окна в зеркале. Фото автора.

Пламя свечки маленькое ("точечный источник") - имеем отпечаток диафрагмы ; окно и его отражения протяженные - получаем просто размытые расфокусированные пятна !

Теперь рассмотрим

Вариант 2 : Призрак-1. Блики.

Блики-типичные оптические "призраки", паразитные сигналы, возникающие из-за отражения на поверхностях линз объектива.

На рис. 3 , с фото диафрагмы, хорошо виден блик - отражение лампы на линзе.

А вот тот же объектив с возвращенными на место передними линзами , под той же лампой - тут аж три блика - к блику от задней линзы добавились блики от передней (фронтальной):

Фото автора
Фото автора

Когда свет достаточно яркого источника, бликуя на передних, находящихся перед диафрагмой, линзах, отражается обратно в фотоаппарат - он дает тот же эффект, что и отдельный небольшой световой источник (свечка, например), находящийся перед объективом - и рисует на пленке проекцию диафрагмы.

Вот только в реальности этого отдельно источника света нет - рисунок диафрагмы на пленке является лишь "призраком" какого-то другого источника, который, возможно , даже в кадр не попал !

На цветных фото блики хорошо заметны, т.к. обычно у них и цвет меняется:

Солнечный блик ; при этом само солнце вне кадра. Фото автора
Солнечный блик ; при этом само солнце вне кадра. Фото автора

На черно-белых они не так бросаются в глаза, но тоже встречаются, в том числе и на дятловских кадрах :

Стрелкой указан возможный блик от солнца, находящегося за пределами кадра. Хотя это может быть и само солнце в плотной дымке. Из открытых источников.
Стрелкой указан возможный блик от солнца, находящегося за пределами кадра. Хотя это может быть и само солнце в плотной дымке. Из открытых источников.

И если размер блика на передней линзе больше или равен размеру диафрагмы, то в принципе он может дать изображение диафрагмы на пленке.

Главная проблема кадра

По большому счету , оценка обсуждаемого последнего кадра дятловцев сводится к выяснению того, как образовалось изображение диафрагмы почти в центре кадра - в результате прямой проекции реального источника света, или это - "призрак", вторичное изображение чего-то уже имеющегося в кадре или за его пределами.

При моих экспериментах , сколько я с этим ни возился, если есть небольшой реальный источник света перед фотоаппаратом - изображение диафрагмы всегда оказывалось ярче, чем пятна от протяженных светлых деталей дальше источника, а на дятловском кадре рисунок диафрагмы явно уступает в яркости боковым пятнам !

Особенно это заметно при анализе пороговых градаций яркости :

Градация яркостей на фото дятловцев. Схема автора
Градация яркостей на фото дятловцев. Схема автора

Похоже , мы все же имеем дело с бликом - вторичным изображением того самого яркого пятна , которое находится слева, причем центры этого яркого пятна , изображения диафрагмы и кадра находятся почти на одной линии !

Сильно смущает то, что рисунок диафрагмы находится практически в центре кадра - для этого блик на линзе должен был оказаться в ее центре, а это очень маловероятно !!!

Можно допустить, что такое редкое событие все же произошло, но существует и еще один вариант возникновения "призрака" :

Вариант 3 : Призрак-2. Рассеяние на объективе

Вот оно :

Фото автора
Фото автора

Тут целый сонм "сущностей", возникших всего-лишь из-за рассеяния света лампы на осевших на объектив пылинках ! При этом каждая пылинка сама становится как бы маленькой слабой лампочкой.

Если в центре объектива, в самом его уязвимом, выпуклом, месте, намерзла ледышка после того, как кто-то прикоснулся к нему мокрым пальцем - то эта ледышка и даст при боковом освещении "призрак" с рисунком диафрагмы практически в центре кадра !

Ну и что изображено на кадре ?

Суммируем, что пока удалось выяснить :

  1. Снимок сделан при невыдвинутом объективе
  2. Установленная при съемке диафрагма - 1/8-1/16
  3. Скорее всего, центральное пятно - "призрак", т.е. это или блик на линзах, или, скорее , рассеяние на намерзшей на объектив льдинке.
  4. Размытость боковых пятен - это не смаз при движении, это просто расфокусировка. Иначе и рисунок диафрагмы тоже был бы размыт.

Любому фотографу понятно, что с такой диафрагмой при тусклом освещении ничего не снимешь - значит, снимок сделан не ночью !

Из того, что объектив не был выдвинут, следует, что ни о какой преднамеренной попытке что-то сфотографировать не было и речи ! Можно второпях не навести на резкость, не установить диафрагму - но объектив при попытке съемке был бы выдвинут обязательно , на автомате.

Скорее всего, обсуждаемый кадр был получен чисто случайно, когда кто-то из поисковиков или криминалистов вертел фотоаппарат в руках, проверял перемотку и случайно нажал на спуск.

И произошло это днем или в помещении с достаточно ярким источником света (мощная большая лампа,солнечное окно и т.д), а где именно - это уж гадать бессмысленно, это будут уже чисто спекулятивные домыслы.

Могу , просто для иллюстрации, предложить возможный вариант, где и как был сделан этот снимок.

Переворачиваем изучаемый кадр, удаляем центральное пятно - паразитный "призрак", не являющийся изображением отдельного объекта, и получаем расфокусированную картинку того, что фотографировалось:

Перевернутый последний кадр с удаленным паразитным бликом. Изменения автора.
Перевернутый последний кадр с удаленным паразитным бликом. Изменения автора.

Тут, несмотря на размытость, довольно четко видно яркое прямоугольное пятно справа.

Ну и где мог быть сделан этот снимок ?

Да хотя бы тут :

Вертолет поисковиков на перевале. Из открытых источников
Вертолет поисковиков на перевале. Из открытых источников

Сидит, значит, Темпалов в вертолете ; в паре метров перед ним, чуть правее - распахнутая прямоугольная дверь , и яркий, от окружающих снегов , свет врывается в салон вертолета, отражаясь на мокром полу.

А Темпалов крутит в руках найденный в палатке фотоаппарат с примерзшей к объективу ледышкой, и , желая посмотреть на низ фотоаппарата, переворачивает его, случайно нажав при этом взведенный спуск....

Диафрагма 1/8-1/16 как раз и пропустит на пленку ровно столько света, чтобы от яркого проема двери и отражений в мокром полу получилось белое пятно и размытые пятна ниже, но при этом не прописались никакие полутона внутри салона вертолета !

Кстати, палатка поисковиков с утоптанным снежным полом тоже подходит, если снимать изнутри :

Вход в палатки поисковиков тоже прямоугольный. Из открытых источников
Вход в палатки поисковиков тоже прямоугольный. Из открытых источников

Но это, повторяю, лишь возможные варианты !

Одно понятно : сами дятловцы не имеют никакого отношения к последнему кадру, он сделан уже после находки фотоаппарата - поисковиками или криминалистами, и скорее всего - днем .

Между прочим, день 28 февраля, когда Темпалов с утра потрошил палатку и делал "опись вещей", а после обеда улетел, прихватив в том числе фотоапараты , был солнечным и ярким - на фото с разобранной палаткой хорошо заметны тени от солнца.

------------------------------------

Неполный список публикаций канала о группе Дятлова с кратким описанием содержания статей: Группа Дятлова: индекс