О чём думает царь, находящийся на самой вершине власти и богатства? Пребывающий там по неоспоримому праву рождения, освящённому Богом и подтверждённому людьми? Восседающий на троне, среди зала суда в собственном дворце, великолепном и невиданном доселе, где всё сплошь мрамор, слоновая кость, серебро и золото? В своей столице, где в храме, имеющем триста локтей высоты, построенном по его приказу, проживает восемь тысяч священников, ежедневно приносящих жертвы Всевышнему?
Что надеется разглядеть в глазах человека мудрец, постигший тайны обращения небесных тел, законы существования всех тварей земных, морских и небесных, от тонкой невесомой былинки, пробившейся среди мёртвых песков пустыни, до левиафанов, обитающих в пучинах морских? Испытавший и познавший природу человеческую? Постигший хитрости разума и порывы души? И нашедший лишь одного мужчину из тысячи, и ни одной женщины между всеми ими?
О чём мечтает в одиночестве муж семисот жён и обладатель трёхсот наложниц - прекраснейших женщин, собранных для него в его стране и в сопредельных государствах? Подаренных в надежде на мир и покровительство, в чаянии породниться с великим царским домом? Купленных на невольничьих рынках, как красивые дорогие игрушки? Взятых в плен среди пылающих, истекающих кровью, разорённых городов?
Чего боится вождь, по мановению руки которого выступит тотчас в бой пятьдесят тысяч пехотинцев, двенадцать тысяч всадников и тысяча четыреста боевых колесниц? Вокруг ложа которого ежечасно находятся семьдесят храбрейших мужей, охраняющих жизнь и покой государя?
Как подкупить богача, в чью казну ежегодно поступает 666 талантов золота? Не говоря о драгоценных камнях, серебре, меди, олове, ценной древесине, дорогих благовониях?
Что удивит собирателя диковин, ко двору которого доставили из страны Тевель двухголового человека - потомка Каина*? В сокровищнице которого, в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями, сохраняется в шерстяных очёсках червь, именуемый "Шамир"**, принесённый, как поговаривали, из Эдема, где он находился с вечера шестого дня Творения?
Чем смутить провидца, узревшего в годовалом сыне своём (рождённом прекрасной Билкис - царицей царства Сва***), прародителя того, кого спустя столетия нарекут Навуходнецаром - разрушителем Храма Соломонова?
... Суета сует, всё суета... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем…
Но сегодняшний день был особенным, великий царь Едидья, прозванный Шломо****, был взволнован. Через Царские Врата он вошёл в зал суда, где его, стоя вдоль стен, ожидал малый Сангедрин, во главе с первосвященником Цадоком и податели тяжбы со свидетелями, стоявшие напротив Судейского Престола. По правую руку царя, как обычно, будет находиться военачальник Ванея, по левую, за кафедрой ,царский писец Елихореф.
Царь ступил на первую из шести ступеней престола, что вели к трону, и золотые механические львы с павлинами, которые стояли по сторонам, начали свой причудливый танец. Львы поднимали лапы, чтобы царь мог опереться на них рукой, павлины раскрывали хвосты, перья которых были украшены сапфирами. Едидья уселся и золотой орёл, сидевший на спинке трона, увенчал его голову парадной тиарой. На безымянном пальце правой руки блеснул шестилучевой жемчужной звездой кроваво-красный астерикс - люди верили, что этот камень даёт царю власть над ангелами и демонами. Лишь первосвященник Цадок заметил, что Едидья сжимает что-то в кулаке, но не придал этому значения.
Разбирается пустяковое дело: Ахиор, ремеслом ювелир, работая в Беле Финикийском, нашел драгоценный камень, огранил его и попросил своего друга Захарию, собиравшегося в Ершалаим, отдать этот камень его, Ахиоровой, жене. Через некоторое время возвратился домой и Ахиор. Первое, о чем он спросил свою жену, увидевшись с нею, — это о камне. Но она очень удивилась вопросу мужа и клятвенно заверила, что никакого камня Захария ей не приносил. Тогда Ахиор отправился за разъяснением к своему другу Захарии; но тот уверял, и тоже с клятвою, что он тотчас же по приезде передал камень по назначению. Он даже привел двух свидетелей, подтверждавших, что они видели, как Захария при них передавал камень жене Ахиора.
Судьи вполне могли бы разобрать эту тяжбу сами, но царь должен время от времени являть народу свою несравненную мудрость и вершить справедливый суд.
Стоит сказать, что царю было от чего взволноваться! В потной ладони Едидья держал маленький - не больше крупного финика флакон из непрозрачного чёрного стекла. Под плотно притёртой золотой пробочкой находилось невиданное доселе чудо - Эликсир Вечной Жизни! Это был подарок. Едидья даже сквозь стекло ощущал невероятную мощь снадобья - кровь бушевала, сердце билось ровно и сильно, как молот кузнеца, тело исполненное легкости и гибкости, требовало движения. Какие яркие краски, богатые запахи, отчётливые звуки! Попеременно хотелось пить молодое вино или парное козье молоко, бежать или плыть, жадно есть жаренную на углях баранину или предаваться любовным утехам, хохотать во всё горло или петь.
Но царь привык скрывать свои истинные мысли и чувства. Он никогда не принимал важных решений, не обдумав всё как следует.
Едидья, сидя на троне с неподвижным лицом, неторопливо размышлял, одновременно слушая показания истца, ответчика и свидетелей. Ювелир Ахиор растерян. Он понимает, что кто-то из двух близких ему людей бессовестно лжёт. Старый друг или жена? Какой тяжкий, какой обидный выбор…
… Как велик соблазн! Но тот, кто принёс эликсир, служит мне не по собственной воле. Отдав флакон и пожелав счастливой вечной жизни, он исчез с лёгким хлопком, оставив после себя запах серы. Так какова же цена?! А что сказал бы мне мой главный казначей Адонирам? Он, несомненно, очень умён и его советы часто бывали абсолютно бесценны. Пожалуй, его речь в данном случае прозвучала бы так:
- Государь! При Вашем богатстве и мудрости, аккуратно собирая налоги и вкладывая средства в выгодные предприятия, со временем Вы могли бы стать обладателем всех сокровищ этого мира и достигнуть тем самым абсолютного могущества, несказанно осчастливив все двенадцать колен Израилевых.
… А я ответил бы ему так:
-Дорогой мой Адонирам! Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Не удержать всех богатств земных в одних руках!
Жена ювелира Ахиора напугана. Нестарая женщина из хорошей семьи, ведёт себя достойно, даже находясь под подозрением, жмётся к мужу, как бы надеясь на его защиту. Купец Захария переполнен праведным негодованием, он говорит громко, яростно жестикулирует, то и дело оглядываясь на приведённых им свидетелей. Один из свидетелей, скорее всего, его родственник. Второй, наверное, приказчик из лавки Захарии.
...Какой совет дал бы мне ты, Ванея? Старый соратник отца, преданный, храбрый, сильный? Старый воин скажет:
Мой царь! Став бессмертным Вы сможете бесконечно укреплять могущество своего государства, собирая войско, какого не видел свет. И тогда все враги Ваши будут повержены в прах, и возликует Израиль во веки веков!
-Нет, верный мой Ванея! Я видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Великие армии, наводящие страх на неприятеля, гибнут в одночасье от песчаной бури, или настигает их мор, или хитрый враг, напав из засады, сокрушает дух и обращает их в бегство. Невозможно только лишь побеждать!
Царь подозвал к себе Ванею и тихим голосом, чтобы не слышали окружающие, дал ему какие-то указания. Военачальник что-то коротко сказал воинам из царской охраны. Ахиора, Захарию и свидетелей развели по отдельным покоям. Потом всем четверым выдали по кусочку сырой глины, велев вылепить ту форму, которую имел камень.
Тем временем Едидья продолжал мысленно беседовать со своими советниками:
-А что скажешь мне ты, первосвященник Израильский, учёный муж Цадок? Что принесёт бессмертие своему обладателю? Благо или несчастье?
И он ответит мне:
-Господин мой! Нет для человека большего счастья, чем обретение знаний! Бессмертие, дарованное мудрому правителю, позволит постичь все тайны мироздания и разум его сможет творить чудеса на благо и процветание своего народа.
-Увы, первосвященник, увы! Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Ершалаимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Ну, вот и готово. Ахиор, Захария и свидетели вновь предстали перед царём и малым Сангедрином. Один из свидетелей сделал свой слепок в виде лошадиной головы, другой в виде висящей капли*****. У Ахиора и Захарии слепки были одинаковы, и напоминали по форме женскую грудь…
Пророк Натан, бывший наставником моим с раннего детства, нестрогий воспитатель юности и суровый обличитель грехов зрелости моей! Что сказал бы он про эликсир бессмертия, попавший ко мне в руки?...
...Одного взгляда хватит ему, чтобы понять всё! И ужаснётся он от мысли о том, чей дар я готов принять! ...Ужаснётся, но не дрогнет… И скажет мне:
...Шломо! Ты же всегда был умным мальчиком! Ты сам понимаешь, что всё исходящее от него, ведёт человека к погибели. Неужели надеешься ты перехитрить его? Разве обязательно тебе хлебнуть нечистот, чтобы понять, что это не мёд? Ты затеял игру, цена которой - твоя душа, и противник уже подкинул приманку. Прошу, не задумывайся над тем, где расставлены сети, достаточно знать, что они есть! Беги пока не поздно, Шломо…
Первосвященник Цадок огласил приговор: Свидетели подкуплены Захарией. Захария должен возвратить камень Ахиору и вместе с ним уплатить ему тридцать сиклей судебных издержек и пожертвовать десять сиклей на храм. Свидетели же, обличившие сами себя, пусть заплатят по пяти сиклей в казну за ложное показание.
Царь Едидья, закончивший спорить сам с собой, подивился тому, как мгновенно прошло наваждение. Теперь флакон с эликсиром в его ладони не порождал эйфорию, а был мёртвым и холодным, вызывая чувство брезгливости. Прямо из зала суда царь, в сопровождении первосвященника Цадока отправился в Храм, где на исполинском жертвеннике круглосуточно пылал костёр и приносились жертвы Господу.
Первосвященник видел, как царь помолился с закрытыми глазами, а потом бросил в огонь маленький чёрный предмет. Через некоторое время внутри костра что-то полыхнуло яркой белой вспышкой.
…Значит Всевышний принял жертву...
*По канонической версии Ветхого Завета, потомки Каина погибли во время Всемирного Потопа. Ной - потомок Сифа, третьего сына Адама и Евы.
**Червь именуемый "Шамир" обладал свойствами тесла и гранила. Червь был размером с ячменное зерно и самые твёрдые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. С помощью Шамира обтёсывался камень для храма и дворца Соломонова и производилось гранение драгоценных камней.
***Царица Савская.
****Царь Соломон, сын Давида.
*****Наиболее распространённые формы огранки в то время.
Электричка, г. Москва, 2021 г.
Возможно Вам понравится:
Подписывайтесь,
оставляйте комментарии, для меня очень важно Ваше мнение.