Найти тему
Андрей Имберг

ГЛАВА 54 ( Из серии " Хроники старого меломана")

Легенда рока Ангус Янг.
Легенда рока Ангус Янг.

ГЛАВА 54 (Из серии "Хроники старого меломана")

После описания в предидущих главах краткой музыкальной биографии трёх "легковесов" в мире рока ("Santana" ,Rod Stewart и Elton John ) я вновь хочу вернуться к так называемой "тяжёлой" музыке .В этот раз речь пойдет не о какой-то конкретной группе этого направления, а о множестве групп нового поколения, так называемое движение НВБХМ (Новая волна британского хэви -метала).Родоначальниками этого направления принято считать британскую группу "Judas Priest"и их альбом "British steel".

Бастион британского хэви -метала группа "Judas Priest".
Бастион британского хэви -метала группа "Judas Priest".

Однако речь пойдет не только о ней, но и о многих других группах стартовавших с ними в то же время.Статью об этом я обнаружил в своей тетради за 1983-ий год .К сведению статья эта написана отнюдь не в восторженном тоне, а скорее наоборот- полна довольно жёсткой критики. Несмотря на то,что с тех пор прошло уже сорок(!) лет статья эта, как мне кажется, не потеряла своей актуальности. Свое отношение к этому явлению, я, пусть и кратко, отразил в своих " Хрониках"(главы 17-18).Свое мнение читатель может высказать после прочтения данной статьи.Что касается меня, то я бы подписался под каждой строчкой автора. Пусть оно и несколько субъективно:

HEAVY METAL ROCK. 1983

"В конце 60-ых годов на музыкальной арене появились ансамбли исполняющие "тяжёлый рок": "Led Zeppelin", Grand Funk" ,"DeepPurple ".И в последнее время появилось много групп этого направления: "Iron Maiden"." Saxon","Motorhead"..

Итак "тяжёлый рок " нового поколения:

Английские ансамбли, исполняющие "тяжёлый рок " можно разделить на три категории. В первую входят группы, созданные усилиями "старых кадров"( Rainbow, Whitesnake ,Gillan) .Нет ничего удивительного в том,что они пользуются приемами, которые в своё время сделали их знаменитыми. Вторую категорию составляют ансамбли,не дотягивающие до уровня "звезд" ,но способные время от времени привлекать внимание к себе ( Ufo, Judas Priest).У этих задача простая- во всем следовать за лидерами, в расчете на то,что удачно скопированный ход может публике понравиться, они предпочитают не экспериментировать. И ещё одна категория- "новая волна тяжёлого рока, ансамбли -Saxon, Def Leppard , lron Maiden, Motorhead -появились на британской сцене недавно и,как правило,созданы людьми молодыми и новыми в мире рок-музыки".

Так писал "Рок-ежегодник" в 1980-ом году. Что же пишут сейчас об этих ансамблях музыкальные издания? Еженедельник "Нью Мюзикл Экспресс" : "От "Деф Леппард" ,как и от всякого другого ансамбля " новой волны тяжёлого рока" слушатели вправе были ожидать хоть чего-то нового, но "Def Leppard" несмотря на свою молодость уже опытные карьеристы. Они предпочитают пользоваться приемами ,которые оправдали себя в практике других ансамблей... В прежние времена мощь "Led Zeppelin" оглушала слушателей, это казалось необычным. Но ведь невозможно бить всё время в одну точку, а арсенал приемов " тяжёлого рока " крайне ограничен. И,если эта музыка всё ещё притягивает новых молодых поклонников,то только потому,что песенки из хит-парадов часто слишком слащавы.Вот и хочется чего-нибудь" мужественного".

Led Zeppelin -одна из самых громких групп своего времени.
Led Zeppelin -одна из самых громких групп своего времени.

В чем же заключается "мужественность"? "В ярости, ярости звука- звук ещё громче,чем раньше,хотя громче, казалось бы, некуда"- пишет английский музыкальный еженедельник "Melody Maker" .В рецензии на новую пластинку группы "Motorhead" сказано: Этот диск не для нервных.Уже от одних названий дух захватывает, а если послушать диск целиком, создаётся впечатление, будто по голове били чем-то тяжёлым. Постоянно повторяющиеся аккорды кого угодно могут довести до конвульсий." (В рецензии приводится высказывание одного из создателей пластинки ,барабанщика Фила Тэйлора: "Нам как -то спокойней от того,что мы все равно уже немного глуховаты.") .Некоторые читатели могут возмутиться: Ведь это мы читали о " тяжёлом роке" лет 10 назад, не надоело повторять одно и то же?' Не повторяли бы,но слова-то принадлежат представителю " новой волны".И, всё же, что в этой волне нового? Слово американскому журналу "Rolling Stone ": "Эти ансамбли почти полность отказались от блюзовой основы-сомнительное достижение, потому,что именно блюзовая основа давала простор для блистательных импровизаций таких гитаристов, как Эрик Клэптон (бывший лидер группы "Cream",ныне гитарист выпускающий сольные альбомы)...".

Культовая группа британского рока.
Культовая группа британского рока.

Так может что-то интересное есть в текстах? Рецензия "Нью Мюзикл Экспресс" на новую пластинку группы "Saxon": "Единственное её достоинство в том ,что песни "Саксон" короче чем у других ансамблей. Недостаток- этих песен много."Рецензия того же еженедельника на пластинку "April Wine" .На кроваво-красном фоне на обложке гитарист в маске какого-то зверя.(пластинка называется "Звериная натура").Первая песня рассказывает о том, как от героя ушла девушка.Во второй песне девушка обманывает героя.Третья песня о том,"что трудно подобрать слова..".Правда вслед за этим сразу же :"Хочу играть только рок-ролл!". Первая сторона пластинки заканчивается тем,что главный герой попадает в перестрелку. Вторая сторона выдержана в том же духе, но названия песен другие. Пластинка посвящена Тарзану и Джону Бонэму, барабанщику "Led Zeppelin".Единственное, что можно сказать об этой пластинке: хуже не бывает; по сравнению с ней даже музыка "UFO" звучит свежо, динамично и оригинально.А это уже кое-что!".

Один из вариантов обложки No mean city .Группа ", Nazareth"  была одна из лидеров по жёсткости звука..
Один из вариантов обложки No mean city .Группа ", Nazareth" была одна из лидеров по жёсткости звука..

Итак с текстами западные критики разобрались.Перейдем к внешнему облику. Английский еженедельник "Саундз" : " Люди ,которые поют о " настоящих мужчинах" сами должны являть собой силу и мужественность.Но мужественность достигается с помощью старых известных хитростей. Слишком худые или слишком полные руки приобретают весьма мускулистый вид, если на них надеть широкие кожаные браслеты с заклёпками. Если потуже затянуться широким ремнем ,создаётся иллюзия не только узкой талии,но и широких плеч. Для пущей воинственности можно опоясаться крест-накрест пулеметным лентами, а одеяния из черной кожи придадут оттенок некоторого мистицизма. Готово- можно на сцену!"

"Наши поклонники ужасно нам преданы.Многие говорят: "Я люблю АС/DC, а кто со мной несогласен пусть лучше не попадается мне под ноги." После такого энергичного высказывания Брайна Джонсона вокалиста группы "АC/DC" вполне уместно перейти к интервью которые давали музыканты.

Культовая группа современного тяжёлого рока.
Культовая группа современного тяжёлого рока.

Ансамбль "Герлскул" отвечает на вопросы английского журналиста Пола Мерли:

-Какая разница о чем мы поем? Важен сам ритуал, атмосфера.

-А как насчёт влияния,которое эта атмосфера оказывает на подростков?

-Ходить на наши концерты все же лучше,чем избивать на улицах прохожих.Ктому же после наших концертов они так устают,что им уже не до драк!

Из интервью,которое дали еженедельникy " Нью Мюзикл Экспресс" участники ансамбля " Iron Maiden ":

-Не кажется ли вам ,что тяжёлый рок -музыка для умственно и нравственно ограниченных людей?

-Нет.Во всяком случае , мы вкладываем мысли в то ,что исполняем, и слушатели тоже должны подумать для того чтобы понять,что мы имеем ввиду.

-Видимо вам очень хочется в это верить.Но, признайтесь честно, неужели вы не понимаете,что поете о всякой ерунде?

-Вот уж неправда, мы поем только о том, что нам кажется важным, а не о чем попало! Какой смысл петь людям, у которых нет денег,что в мире полно людей, у которых тоже нет денег.Что от этого изменится?

-Лкчше,выходит,делать, как вы: петь про всяких чудищ?

-Так это же безумно интересно -слушать о непонятных тебе вещах.

Ещё один культовый состав.
Ещё один культовый состав.

Устали от цитат? Осталась всего одна: " Любая музыка политична.Это необязательно должно выражаться в словах.Важно и эмоциональное воздействие на слушателей.С этой точки зрения "тяжёлый рок " -крайне реакционная музыка,поскольку проповедует культ грубой силы."

Как я уже отметил в начале статьи она была написана в1983-ем году советским журналистом и по своему содержанию она не могла быть иной, но ,согласитесь ,рациональное зерно в ней все же есть.Тем более,что он оказался не одинок в своей точке зрения. Для контраста я предлагаю вам ознакомиться с нашумевшей в своё время статьёй заокеанского журналиста Тима Холмса.Пожалуй никто до него (да и после) не обрушивался со столь яростной критикой на тяжёлый рок. Статья написана в очередной моей тетради за 1985-ый год.

"Я НИКОГДА НЕ СТАНУ ВЗРОСЛЫМ"

"Чем объяснить коммерческий успех всех этих групп ,которые как две капли воды похожи одна на другую? Гитарное соло- вот ключ к разгадке тайны! Гитарное соло- чем бессмысленные, тем лучше! ( Достижению этой цели в немалой степени способствует скрипучий голос вокалиста,к которому тоже не предъявляется слишком больших требований- чем больше сходства с ножиком ,скребущим по стеклу, тем лучше) . ХЭВИ-МЕТАЛ -музыка для мальчиков ещё не переросших своих коротких штанишек .А мальчикам нравятся электрогитары -деревянные дощечки с натянутыми на них проволочками которые стали символом подростковой истерии. Значки

"Я люблю ХЭВИ-МЕТАЛ" могут быть прекрасным ориентиром для психиатора ,занимающегося заторможенными детьми .Видимо,сознавая свою ущербность ХЭВИ-МЕТАЛ упорно претендует на причисление к лику Искусства. Попытки прорваться в первые ряды настолько яростны, что хочется обнажить голову: сколько энергии уходит впустую! На какие только ухищрения не пускаются исполнители,чтобы достичь вершины- одни принимают красивую позу ,предлагая за определенную плату полюбоваться "героическим" видом ( "АС/DC " "ACCEPT ", JUDAS PRIEST "), другие проповедуют мужество ,представление о котором черпают из дешёвых комиксов ("TWISTED SISTER "),некоторые полагаются на псевдовиртуозное владение инструментами, иные рядятся под "старый добрый рок-ролл"("RATT", SCORPIONS ") ,кое-кто ,решив понапрасну не мудрствовать ,довольствуются компиляцией подобных открытий, создавая унылый суррогат("MOTLEY CRUE")

-8
Американская глэм-гркппа
Американская глэм-гркппа
Яркие представители немецкого ХЭВИ-МЕТАЛ.
Яркие представители немецкого ХЭВИ-МЕТАЛ.

Атрибуты абсурдного альбома "AC/DC" "Fly on the Wall"("Муха на стене") типичный альбом для хэви-металл-группы состоящей из пяти человек: визжащая гитара ,скрежещущая гитара, кастрюльный перезвон тарелок и скорбное бормотание басового барабана. Весьма трудолюбив вокалист- исторгаемые им рулады сродни жалобам людоеда, оставшегося без ужина.Это звукоизвержение являет собою фон для глубокомысленных заявлений типа :" Требуется настоящий мужчина!" или "К чертям идеалы- они все старомодны.".Без вкладки со словами текст на слух разобрать невозможно-то,что издает Брайн Джонсон, скорее напоминает звук перегревшейся бормашины в кабинете дантиста ( боясь показаться необъективным ,должен все же отметить,что названия песен уловить можно т.к они повторяются подобно заклинаниям). На долю Ангуса Янга выпало повторение наиболее идиотских куплетов,и он так старательно выкрикивает глупости,что создаётся впечатление мальчика из хорошей семьи, связавшегося с отпетыми хулиганами.

Яркие представляет стадионного рока.
Яркие представляет стадионного рока.

Следующий образец бессмыслицы группа "MOTLEY CRUE". Их третий ,и, пожалуй, в техническом отношении наиболее умелый альбом называется "Театр боли". Если верить тому,что написано на обложке,то к созданию сего шедевра авторов побудила итальянская комедия масок.Чтобы окончательно вбить в слушателя эту претензию,на лицевой стороне конверта красуются театральные маски. Однако после первых же аккордов становится ясно,что слушателя обманули- для обложки больше подошёл бы крупный план циркульной пилы.Последние сомнения исчезают после беглого ознакомления с названиями произведений:"Оглушительней самой преисподней"," Кто осмелится поднять руку на рок?" Неплохо иллюстрируют альбом композиции "Блюз парней с улицы"-стенания побитого дружками "трудного подростка, и "по вечерам нам грустно и так хочется ласки"- незатейливые подростковые фантазии.

Скандальная американская группа.
Скандальная американская группа.

Нещадно лупцует гитару швед Ингви Мальмстин- безумная, а главное, бессмысленная вольтижировка на инструменте наводит на мысль о маниакальном психозе. На конверте своей пластинки он рассыпается в благодарностях абсолютно всем, начиная от фирмы,изготовивший струны для его гитары, до Джими Хендрикса, снята шляпа перед Бахом, не забыт и Паганини.По слухам итальянский виртуоз скрипки обменял свою бессмертную душу на нечеловеческое мастерство владения инструментом.Видимо, Ингви провернул нечто подобное, если скорость перемещения пальцев по грифу гитары можно считать критерием виртуозности. Анализируя такое высокое "мастерство" как-то не хочется опускаться до рассуждений типа " отсутствие мысли" или "сверхскоростная глупость" -надо бы благочестиво внимать снизошедшему к нам гению Но,не получается. Мальмстин- подобрался и к известному адажио Альбинони- странно,что он забыл упомянуть этого композитора в своём поминальном списке, где отмечены даже грузчики,на спинах которых аппаратура была доставлена в студию.Ну,да ладно ,переживет Альбинони .

Шведский гитарреро Ингви Мальмстин-.
Шведский гитарреро Ингви Мальмстин-.
-14

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ (продолжение следует).