Найти в Дзене
Загадки истории

ВАРВАРЫ#4.1На краю Ойкумены#1.Обесславленный народ

Оглавление

На краю Ойкумены

Обесславленный народ

Слово «вандалы» уже давно воспринима­ется как имя нарицательное - так говорят о людях, которые уничтожают книги, кар­тины и прочие произведения искусства. Однако вандалы некогда существовали как вполне реальный народ, оставившие свой след в истории и даже создавший вполне «культурное» королевство....

Кем были вандалы в этническом плане, исто­рики до сих пор теряются в догадках. Суще­ствуют две версии их происхождения и явления на исторической арене первого столетия нашей эры.

Серебряная монета короля Гейзериха. Он разгромил Рим, чтобы защитить свое государство в Северной Африке от будущих хозяев Вечного города
Серебряная монета короля Гейзериха. Он разгромил Рим, чтобы защитить свое государство в Северной Африке от будущих хозяев Вечного города

Кто они такие?

По первой из них, вандалы входили в союз готских племен и сами относились к готам. Причем существовали «чистые» вандалы из рода Асдингов и «нечистые», смешавшиеся с силезскими готски­ми племенами, которые назывались вандалы зилинги (или силинги). По этой версии, вандальское племя готов переселилось к северу, покинув Причерноморье. Они осели на границе с Римской импе­рией и враждовали с коренными племенами, которые жили там ра­нее, а заодно нападали на восточные границы Рима. И когда Риму надоело воевать с варварами, они приняли последних в лоно импе­рии, но не просто так, а на условиях защиты восточной границы от других варваров. В этой трактовке вандалы - одно из древнегерман­ских племен.
Существует другая версия - что вандалы всего лишь искаженное самоназвание венедов (или венетов), и тогда они... славяне. Просто в своих географических блужданиях они превратились из венедов в вендилов, а далее — само собой, в вандалов. Тогда итальянская Вене­ция может смело называть себя городом вандалов! Славянским го­родом)
Это предположение проистекает не только на основании тру­дов античных и византийских писателей, но подтверждается и ре­альными описаниями внешности вандалов, которые были высокими, сильными, светловолосыми. Но имя их древнего бога Готам, или Вотан. Так что, скорее всего, они были чистокровными германцами.

Взятие Рима армией Алариха
Взятие Рима армией Алариха

Плохие римляне

Готы-вандалы не от хорошей жизни осели в римской Паннонии: их с прежней земли вытеснили другие племена, которые вынудили готов искать новые земли на западе. А на западе как раз и лежал Рим. А далее под натиском гуннов они все дальше отходили на запад. В этот исторический отрезок все германоговорящие племена пришли в движение. Но вандалы среди них выделялись большей самостоятельностью: они не слишком желали служить империи, а мечтали о собственном королевстве. Так что вандалы, и не они одни, оказались плохими римлянами. Они посмели поднять на Рим свой древнегер­манский меч.
В результате римский план по трудоустройству и ассимиляции вандалов провалился с треском. На то, чтобы достичь мира с Римом и начать с ним войну, вандалам потребовалось всего 60 лет.
В 378 году паннонские вандалы разгромили имперское войско и вошли победителями в Грецию и Фракию. Само собой, эти племена вели себя как и все германские племена той поры — новые земли они «предали мечам и пожарам». Империя горела хорошо. Римский император, видя такие неполадки в государстве, поспешил в богатую и сытую Галлию, куда, собственно, вслед за ним устремились как пан­нонские, так и северные вандалы. Началась война Рима и вандалов за Галлию. По дороге вандалы столкнулись с германским племенем франков, потерпели поражение, быстро оправились, разбили фран­ков и наконец-то вошли в Галлию. Начинался V век нашей эры. 31 декабря 406 года они перешли Рейн.
Провинция пришлась им по душе. Она была именно такой, как они себе представляли: богатая, сытая и относительно спокойная, потому что римляне держали галлов крепкой рукой. Для победы над римлянами вандальские короли заключили военный союз с другими варварами. В их войске сражались, в частности, аланы и свевы (шве­ды). Галлию постигла участь Греции и Фракии - она стала ареной бесконечных войн. Из сытой и процветающей Галлия за пару деся­тилетий превратилась в нищую и голодную. А вандалы двинулись на юг, в богатую и счастливую Испанию. Они перевалили Пиренеи, и испанским провинциям Рима пришел быстрый конец. Современни­ки жаловались, что оставшиеся в живых завидуют мертвецам. Ван­далы грабили все, что могли ограбить. Первым делом они избавляли испанские города от запасов продовольствия. И начался голод. И та­ кой, когда в «сытой и богатой» провинции стали есть детей и мерт­вецов, и хищные звери, питавшиеся обычно павшими на полях сра­жений, стали нападать на людей, потому что есть им стало нечего.

Африканское королевство

Но и Испания оказалась не последним пунктом странствия ванда­лов. Они переправились через Гибралтар и вошли в Северную Африку. Почему они это сделали — вопрос открытый. По одной из версий, их пригласил туда для помощи в завоевании африканских владений сла­беющего Рима карфагенский военачальник, как и все тогдашние на­местники, жаждущий использовать варварское войско для собствен­ных нужд.
Но он жестоко просчитался. Вандалы захватили Карфаген, но по­сле этого вдруг успокоились и начали строить собственное государ­ство.
В V веке нашей эры они были уже не такими дикарями, как при­нято думать. За два века плотного общения с Римом они переня­ли римскую культуру, научились латыни, полюбили искусство и ро­скошь. А в Северной Африке к тому же объединились с берберами и переняли вдобавок к римской и восточную культуру.
Их государство было поначалу довольно сильным. Его короли и знать вели тот же образ жизни, что и богатые римляне. Они много и охотно строили, завели при своем дворе штат латинских поэтов, но вместе с богатыми культурными традициями переняли и некоторые Их государство было поначалу довольно сильным. Его короли и знать вели тот же образ жизни, что и богатые римляне. Они много и охотно строили, завели при своем дворе штат латинских поэтов, но вместе с богатыми культурными традициями переняли и некоторые нехорошие черты, сопутствующие римской культуре: вандалы обле­нились, превратились в рабовладельцев, разрешили себе разврат.
На вандальском троне короли сменяли друг друга с необыкновен­ной скоростью - их было около десятка. Вандальское королевство существовало с 439 года по 534 год. Почти столетие. За это время они присоединили к Карфагену Мавританию, Сардинию, Корсику, Ба­леарские острова, Сицилию и совершили тот самый «подвиг», кото­рый и позволил им войти в историю под именем разрушителей. В 455 году они разграбили Рим.
Вечный город грабили и до них — всякий варварский народ почи­тал за честь подвернуть его «мечу и пожару». Но набег вандалов за­помнился римлянам на века.

Незатухающий пожар

Королем вандалов, совершившим удачную римскую экспедицию, был Гейзерих. Во времена его правления вандалы уже не были языч­никами, но и в римскую веру они тоже не перешли. Прожив более полувека в Паннонии, они обратились в христианство арианского толка, что для набирающего силу западного христианства было ересью. Ари­анами, кроме вандалов, были и другие новообращенные народы вос­точнее Дуная - болгары и славяне.
Арианство воспринималось как ересь и в Западной, и в Восточной Римской империи. Так что для Рима король Гейзерих был хуже языч­ника - он был еретик.
Для короля Гейзериха, в свою очередь, «неверными» были обе хри­стианские церкви - римская и византийская.
И разъяренный Гейзерих сжег «неверный» Рим. Погибли все его библиотеки с текстами «неверных», которые, как считал король ван­далов, написаны на неподобающем для письма материале — перга­менте из кожи новорожденных младенцев.
Конечно, младенцы были тут ни при чем, использовалась кожа но­ворожденных телят, но для Гейзериха легенда об убиенных младенцах пришлась очень кстати. Он рассчитался с ненавистной римской куль­турой как мог. Гейзерих сжег латинские свитки и поголовно истребил римских священников, к которым испытывал глубокую религиозную ненависть, и завещал своим потомкам хранить истинную арианскую веру.
Да вот беда: потомки Гейзериха послушанием не отличались. Они считали себя арианами, но вели столь разнузданный образ жизни, что сам основатель секты монах Арий, наверно, ворочался в гробу. Потом­ки Гейзериха сумели быстро развалить государство, которое он соби­рал. Спустя век они уже не имели собственного государства и стали просто наемным войском у императора Византии. А спустя еще пару веков превратились в византийцев, которые о своем вандальском про­шлом не вспоминали.
Менее именитые вандалы и вовсе растворились среди пестрого населения Северной Африки. Так они сошли с исторической сцены и исчезли как народ. Осталось только нарицательное имя. Христиане отомстили арианам-еретикам: они регулярно упоминали о вандалах как об исчадиях ада, и постепенно это утверждение стало «визитной карточкой» исчезнувшего народа.

Фреска из римского города с подписью «Благородный вандал». Во времена падения Рима имя этого народа не считалось синонимом бессмысленного разрушения и безграничной жестокости
Фреска из римского города с подписью «Благородный вандал». Во времена падения Рима имя этого народа не считалось синонимом бессмысленного разрушения и безграничной жестокости

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!