Система ЕГЭ постоянно реформируется, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому с каждым годом дети испытывают еще больший стресс при подготовке к экзамену. Практика показывает, что чаще на приеме у психологов оказываться дети, которые не справились именно с психологической, а не с интеллектуальной нагрузкой. Рассказываем, почему это происходит, и как ЕГЭ сказывается на психике подростков.
Чрезмерная нагрузка
Уроки, подготовка к экзаменам, вузовские олимпиады, занятия с репетитором, дополнительные мероприятия (конкурсы, проекты, доклады, рефераты) отнимают много времени. На отдых и расслабление его не хватает. Некоторые дети занимаются в выходные и по ночам, чтобы набрать заветное количество баллов для поступления в вуз.
Ребенок постоянно находится в эмоциональном напряжении, а возможности снять его практически нет. Современная система оценки знаний затягивает детей в состояние хронического стресса. А чрезмерные нагрузки снижают работоспособность и внимание школьников, что нередко приводит к ситуациям, когда отличники набирают меньше баллов, чем троечники.
Давление со стороны учителей и родителей
«Это самый важный момент, от которого будет зависеть твоя дальнейшая жизнь», — часто слышат дети от родителей или учителей. Но попытка мотивировать ребенка на хорошее прохождение тестов часто превращается в третирование.
Экзамены сами по себе — сложный и нервный процесс, но ситуацию накаляет атмосфера подготовки, когда ребенок периодически слышит: «не сдашь — дорога в будущее закрыта», «не будете готовиться — ничего не сдадите». Это доводит детей до морального истощения и нервных срывов больше, чем сам экзамен. Вместо поддержки учителя и родители загоняют ребенка в угол.
Давление со стороны школы обусловлено тем, что баллы учеников влияют на рейтинг школы, список достижений учителей, финансирование, участие в госпрограммах и выделение грантов.
Ожидание негативной реакции учителей и одноклассников
Ситуацию накаляет и то, что ученик заранее чувствует неловкость и стыд, если он провалит экзамен. Как отнесутся одноклассники? Что скажут учителя и родители?
Если нет уверенности в знаниях, ребенок заранее чувствует себя обреченным на провал. Он боится не оправдать ожидания, вложенные силы и деньги. И как итог — низкий балл на ЕГЭ.
Сдача экзаменов в стрессовых условиях
Спокойно сдать экзамен можно только привычной обстановке — в стенах родной школы. Другая школа, незнакомые люди, обыски с металлоискателями, видеонаблюдение — создают дополнительное напряжение, усиливая стресс.
Сложные задания, которых не было при подготовке
Самая тяжелая ситуация, в которой ребенок ощущает полную беспомощность и окончательно теряется, — задания, к которым его не готовили. Последние 1–2 школьных года учителя натаскивают детей на тестирование вместо того, чтобы дать глубокие знания по предмету. Ученики решают типичные, а порой устаревшие задания, не учитывая изменения, которые могут произойти накануне экзаменов.
Если ребенок занимается с репетитором, иногда возникает обратная ситуация. Репетитор обучает его согласно обновленной программе, а в экзамене присутствуют задания из старой.
Ещё одна проблема — выпускник глубоко увлечен предметами и получает знания вне школьной программы. Во время тестирования он отвечает правильно в контексте полученных знаний. Но не всегда ответы соответствуют требованиям системы ЕГЭ и засчитываются как неправильные.
При подготовке важно следить за изменениями в системе ЕГЭ, чтобы интеллектуально и морально быть готовым к форс-мажору. В этом случае у ребенка будет меньше рисков пролететь из-за заданий, сложность которых не была учтена школьной программой.
Чтобы узнать все о последних изменениях, скачайте наш файл со свежей информацией.