431 подписчик

Герои геймдева: Хидэо Кодзима

Игры делают люди, и от личности создателя зависит многое.

Игры делают люди, и от личности создателя зависит многое. Мы запускаем новую рубрику «Герои геймдева», которая будет посвящена самым известным и влиятельным людям индустрии: геймдизайнерам, продюсерам, сценаристам, композиторам и не только. Они очень разные, но всех объединяет любовь к играм и стремление делать только качественные и запоминающиеся проекты. Начнем с победителя нашего опроса в Telegram о том, кто из геймдев-персоналий круче Хидэо Кодзимы.

Ранние годы

Хидэо родился в 1963 году в Токио, столице Японии, но позже семья перебралась в прибрежный Сирасаки, а затем в Осаку. Детство мальчика не назовешь безмятежным. Родители были заняты на работе, поэтому Хидэо ходил в школу и возвращался домой один, часто оставался в одиночестве. Включенный телевизор до сих пор помогает ему справляться с подобными ситуациями, создавая иллюзию чьего-то присутствия.

Отец Хидэо умер, когда мальчику было всего 13, что стало большим потрясением. Помогало творчество. К сожалению, литературные журналы не спешили принимать рассказы будущей звезды геймдева. Одно время Хидэо хотел стать иллюстратором, но отказался от идеи из-за примера дяди, который посвятил себя этому ремеслу и едва мог заработать на жизнь.

Хидэо Кодзима в раннем детстве и в юности
Хидэо Кодзима в раннем детстве и в юности

Кодзима с детства увлекался кино. Семья смотрела фильмы (в основном, американские) каждый вечер, а после походов в кино Хидэо обсуждал с родителями смысл увиденного. После неудач в литературе он обратился к любительскому кинематографу и снял несколько простеньких фильмов о зомби с друзьями, у одного из которых была 8-миллиметровая камера. Одно время Хидэо играл в поп-группе. Окружение не разделяло интереса юноши к творчеству: друзья и знакомые, в основном, занимались учебой.

Кодзима поступил в университет в Осаке, где изучал экономику. Примерно в то же время его заинтересовали видеоигры (все началось с Super Mario Bros.) и, учась в вузе, он решил попробовать себя в геймдеве. Хидэо Кодзима ушел с четвертого курса. Как ни странно, мать поддержала его в этом шаге. Так Япония потеряла экономиста, но получила геймдизайнера. Или нет?..

Кодзима в игровой индустрии

Konami (1986 — 2015)

Первым местом работы Кодзимы в индустрии стала Konami, куда его приняли в 1986 году. Компания уже была успешной, и ее акции торговались на фондовой бирже, чем не мог похвастаться ни один конкурент, даже Nintendo. Хидэо начал с должности ассистента руководителя разработки Penguin Adventure (1986). Это был экшен-платформер о пингвине Пента с мини-играми, покупкой предметов, битвами с боссами и несколькими концовками. Работу в геймдеве не считали престижной, поэтому друзьям и знакомым Кодзима говорил, что занимается финансовым консультированием.

Penguin Adventure (Konami)
Penguin Adventure (Konami)

Благодаря успеху Penguin Adventure Кодзиме дали возможность создать собственный проект. Это была игра Lost Warld, отмененная из-за того, что компьютер MSX «тянул» ее с трудом. Первым выпущенным проектом Кодзимы стала Metal Gear (1987), положившая начало легендарной серии и жанру стелс-экшен. Главный герой спецназовец Солид Снейк должен был проникнуть на секретную базу и уничтожить шагающий танк Metal Gear, чтобы тот не попал в плохие руки. К слову, в то время называть игры именами антагонистов было модно.

На геймплей повлияли не только творческие задумки геймдизайнера. Metal Gear задумывалась как экшен с перестрелками, но MSX 2 плохо справлялся с боевыми сценами, поэтому акцент сделали на перемещениях, а не на сражениях. Отсюда стелс, который создатели называли Tactical Espionage Game. Снейк был крут, но не благодаря пальбе из всех стволов, а уму и осторожности. Конечно, игра была двухмерной, пиксельной и с видом сверху.

Metal Gear (Konami)
Metal Gear (Konami)

Релиз состоялся на компьютере MSX 2, популярном в США и Японии, но затем игру портировали на другие ПК и NES. Версию для NES готовили без Кодзимы, и она ощутимо отличалась от оригинала, что его разочаровало. Убрали даже самого босса Metal Gear из-за тех же аппаратных ограничений. Так или иначе, игра стала успешной, а Хидэо Кодзима из начинающего работника не очень престижной отрасли превратился в специалиста с крутым проектом в портфолио.

Следующий проект японец создал под впечатлением от «Бегущего по лезвию бритвы» (1982) с Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром. Кодзима захотел сделать киберпанк-игру, и его команда Team Metalslave (в составе Konami, конечно) начала разработку Snatcher, adventure с элементами визуальной новеллы. Как и в «Бегущем», действие происходит в постапокалиптическом мире будущего. Здесь большая часть человечества вымерла из-за вируса, а людей похищают и заменяют андроиды (те самые Snatchers). Большую роль в разработке сыграл дизайнер персонажей Томахара Киносита. Игра вышла на компьютерах MSX2 и NEC PC-8800, а также была портирована на консоли.

В 1990 на прилавках появился Metal Gear 2: Solid Snake. Геймплей не изменился, но появились новые опции: передвижение ползком и возможность стучать по стенам для отвлечения внимания противников. Те стали умнее и научились лучше распознавать приближение героя. Оригинальная версия игры для компьютера MSX не выходила за пределами Японии. Только в 2004 появилось издание на PlayStation. В этом же году Konami выпустила Snake's Revenge (также известна как Snake's Revenge: Metal Gear 2) — сиквел Metal Gear, созданный без Кодзимы. Судя по всему, он отнесся к этому нейтрально. Впоследствие он отзывался о Snake’s Revenge и как о «так себе игре», и в положительном ключе.

В 1992 выпустили ремейк Snatcher для PC Engine под названием Snatchers CD-ROMantic, а в 1994 Policenauts, adventure / визуальную новеллу о полицейских, следящих за порядком на космической станции. Как и в Snatcher, здесь много киберпанковских мотивов и научно-фантастических допущений. Кодзиму интересовали моральные и правовые аспекты трансплантации органов, воздействие космического пространства на человека, стремительное развитие технологий. Policenauts вышла на NEC PC-9821, 3DO Interactive Multiplayer, PlayStation и Sega Saturn.

Policenauts (Konami)
Policenauts (Konami)

Мы подобрались к игре, которая принесла Хидэо Кодзиме мировую славу и первой приходит на ум, когда слышишь его имя. Конечно, это Metal Gear Solid, вышедшая в 1998 году на Sony PlayStation, прямое продолжение Metal Gear 2: Solid Snake. Здесь игроки снова управляли Солидом Снейком и боролись с террористами, но на этот раз в 3D. В трех измерениях стелс-геймплей но-настоящему раскрылся: Снейк прятался, пробирался по вентиляционным шахтам и избегал прямого столкновения, хотя мог за себя постоять. Стелс-рутину разбавляли битвы с боссами, катсцены и разговоры по кодеку. Закрученный сюжет, яркие персонажи, кинематографичность и стиль — все это делало MGS настоящим блокбастером.

Разрабатывали игру с 1995 года, а цель с самого начала была амбициозной — сделать лучший проект для Sony PlayStation. Большое внимание уделяли реализму. Кодзима хотел сделать MGS убедительной и добиться хорошего уровня погруженности. Дала о себе знать и увлеченность кино. Все диалоги (более четырех часов) озвучили профессиональные актеры. Общий тираж игры составил 6 миллионов, а критики не пожалели самых высоких оценок.

Metal Gear Solid (Konami)
Metal Gear Solid (Konami)

появилась на прилавках осенью 2001. Формула не изменилась: герой (Солид Снейк, а затем Райден) противостоял очередной террористической группировке, используя богатый арсенал тактических приемов, предметов и оружия. Систему укрытий и ИИ противников улучшили, а PS2 позволила показать пользователям более красивую графику.

Sons of Liberty повторила успех первой MGS, получив высокие оценки в прессе, несколько престижных наград (в том числе E3 2000 Game Critics Awards в двух номинациях) и войдя в списки лучших игр для PS2. Как и предшественница, игра представляла собой высокобюджетный стелс-боевик со сложным сюжетом и проблематикой. Порцию критики проект тоже получил — в основном, за Райдена и слишком запутанную историю. Творческий почерк Кодзимы к этому моменту сформировался, и было бы наивно думать, что он начнет делать привычные экшены без заговоров тайных организаций и размышлений об искусственном интеллекте.

Другие кодзимовские проекты того времени — меха-шутер Zone of the Enders (2001) и RPG для GameBoy Advance Boktai: The Sun is in Your Hand (2003). В картридже для последней был датчик освещенности — игрок «заряжал» оружие героя с помощью солнечного света.

Kojima Productions (с 2005)

1 апреля 2005 года в рамках Konami учредили Kojima Productions, собственную студию теперь уже звездного геймдизайнера. Коллектив сконцентрировался на серии Metal Gear Solid, хотя в 2016 геймеры могли получить Silent Hills, которая задумывалась как девятая часть цикла Silent Hill. Но не получили, пусть в 2014 на выставке Gamescom в Германии все же показали демоверсию. О том, почему так произошло, мы еще поговорим.

В 2004 на PS2 вышла Metal Gear Solid 3: Snake Eater, героем которой стал Нейкед Снейк (он же Биг Босс, один из ключевых персонажей серии). Действие происходило в 1960-х годах в СССР: Нейкед должен был освободить советского ученого и уничтожить угрожающее миру супероружие. Геймплей не изменился, но разработчики добавили камуфляж, травмы, ограниченную выносливость и новую систему рукопашных боев.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008) была создана для PlayStation 3 и стала самой быстропродаваемой игрой для консоли (за день купили 1,3 миллиона копий). Героем снова стал Солид Снейк, на этот раз ощутимо постаревший. События развернулись в 2014 году: на Земле идет множество войн с участием наемников, а для их контроля используется система «Сыны Патриотов». Ее решает украсть Ликвид Оцелот, знакомый игрокам по предыдущим частям серии. Кто может остановить его? Конечно, Снейк. В GotP герой получил более совершенное оснащение, обзавелся роботом-помощником и показателем стресса. Основным стал вид от третьего лица, хотя игроки могли поменять его на более удобный или привычный.

Последняя из существующих игр основной серии MGS Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015), вышедшая на PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One и ПК. Протагонистом стал Веном Снейк, а действие происходит в 1984 году. Если вы уже запутались, то это нормально. Хидэо Кодзима любит нелинейное повествование, прыжки во времени и хитро закрученные нарративы. И не любит (или не видит необходимости) слишком сильно менять геймплей. Поэтому стелс в пятой части по-прежнему во главе угла. Правда добавили менеджмент: между миссиями Снейк должен управлять своей базой.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (Konami Digital Entertainment)
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (Konami Digital Entertainment)

Несмотря на популярность, привычную для игр серии, The Phantom Pain стала поводом для конфликта между Кодзимой и Konami. Компании не понравились огромные суммы, потраченные на проект: речь шла о 80 миллионах долларов. По некоторым данным к Кодзиме были претензии из-за того, что его зарплата была фиксированной и не зависела от продаж, а разработка игр затягивалась. Для того, чтобы «отбить» затраты, нужно было продать 5-6 миллионов копий игры (примерно столько и было реализовано). Konami начала реорганизацию и решила сосредоточиться на мобильных проектах. Кодзиму это не устроило, поэтому его студию закрыли, а уже упомянутый Silent Hills отменили. Это означало конец сотрудничества.

Помимо пяти игр основной серии, Kojima Productions создала ряд спин-оффов: Metal Gear Acid (2004), Metal Gear Solid: Portable Ops (2006), Metal Gear Solid: Peace Walker (2010), Metal Gear Rising: Revengeance (2013), Metal Gear Rising: Snake Eater 3D (2012). В основном, это игры для портативных консолей.

Sony (с 2015)

Уже 16 декабря 2015 года, через день после расформирования Kojima Productions под крылом Konami, разработчик объявил о воссоздании команды в партнерстве с Sony Computer Entertainment и желании создать проект для PlayStation 4. На E3 2016 стало известно, что это будет Death Stranding.

На PlayStation 4 игра вышла в 2019 году, а на ПК — в 2020. Кодзима не собирался делать копию Metal Gear Solid или некогда отмененный Silent Hills. Death Stranding оказалась самобытной игрой, прежде всего похожей на саму себя и, по мнению некоторых критиков, проектом не для всех. Идея побегать и пострелять за спецназовца кажется интересной большей части геймеров, но можно ли тоже самое сказать о симуляторе курьера? А если это симулятор курьера в необычном сеттинге?

Death Stranding (Sony Interactive Entertainment)
Death Stranding (Sony Interactive Entertainment)

Мир Death Stranding поражен жуткой сверхъестественной катастрофой — «Выходом Смерти». Землю заполонили Твари, духи мертвых. Тело каждого умершего нужно вовремя отвезти как можно дальше и сжечь, иначе оно превратится в Тварь, уничтожая все в радиусе несколько километров. Также на планете появилась странная субстанций хиралий и темпоральные дожди, попадание под которые приводит к резкому старению и разрушению. Позитивные последствия у Выхода тоже были: некоторые люди обрели сверхспособности.

Протагонистом DS стал курьер Сэм (актер Норман Ридус), доставляющий грузы между городами бывших США в открытом мире. Нужно выполнять задания, преодолевая препятствия, сохраняя грузы и не погибнуть от рук Тварей или террористов. Да, это не Metal Gear Solid, хотя определенные параллели есть. Фирменная кинематографичность и визуальный стиль никуда не делись. В разработке участвовала команда Guerrilla Games, ответственная за движок Decima Engine, окружение и освещение.

Death Stranding стала наиболее смелой и экспериментальной работой мастера, «авторским блокбастером» с претензией на успех, но в то же время без попыток понравиться всем и каждому. Игру номинировали на 15 премий более чем в 80 номинациях. DS присудили Titanium Awards за лучший нарративный дизайн и лучший саундтрек; The Game Awards 2019 за лучшую режиссуру, лучшее музыкальное сопровождение и лучшую актерскую игру (Мадс Миккельсен).

Кодзима — гений: мем или правда?

Игры делают люди, и от личности создателя зависит многое.-9

Так гений ли Хидэо Кодзима? Или это очередной мем и постирония? Нужно ли возводить его на пьедестал или это один из тысяч талантливых разработчиков с доступом к большим бюджетам и хорошей командой? Конечно, мнения разнятся и можно сломать еще много копий, но мы позволим себе выдвинуть три тезиса:

1. Кодзима — визионер

Он умеет представлять, а затем воплощать в жизни новое. Это важные качества для любого творческого человека: от художника до продюсера. Metal Gear породила новый жанр stealth-action. Metal Gear Solid «подружила» его со сложной драматургией и кинематографичностью. Death Stranding показала, что геймплей на базе простого рутинного действия в сочетании с интересным повествованием и сеттингом дает любопытный опыт.

2. Кодзима знает, что такое комплексный подход

В одних проектах он выступал как продюсер, в других как геймдизайнер, сценарист или геймдиректор. Во многих — в нескольких ролях сразу. Этот человек понимает, что такое игра как целостное произведение и работающая система. Кодзима любит и умеет работать с талантливыми людьми из геймдева и других сфер: композиторами, музыкантами, дизайнерами, актерами. Он сотрудничает с Мадсом Миккельсеном, Гильермо дель Торо, Норманом Ридусом, Bring Me The Horizon, The Neighbourhood и другими.

3. Кодзима разбирается в маркетинге

С рекламой и продвижением у его проектов все здорово. Анонсы, трейлеры, дополнительные материалы, продакт-плейсмент (да, спорный прием), промо-арты и подарочные издания — все это работает на привлечение фан-базы и создание ажиотажа вокруг настоящих и будущих проектов.

Даже если мы сочтем звание гения слишком высоким для Хидео Кодзимы, факт остается фактом — это успешный продюсер, сценарист и геймдизайнер, точно оставивший свой след в истории интерактивных развлечений. Его игры точно не будут обделены вниманием и найдут своих фанатов.

Источники:

1. Хидео Кодзима: история разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр. Ссылка: https://gdjob.pro/stati/raznoe/khideo-kodzima-istoriya-razrabotchika-perevernuvshego-industriyu-videoigr/

2. Никита Казимиров. Обзор книги «Кодзима — гений». Шутка зашла слишком далеко? Ссылка: https://kanobu.ru/articles/obzor-knigi-kodzima-genij-shutka-zashla-slishkom-daleko-374110/

3. Jason Wojnar. 10 Things You Never Knew About Metal Gear Solid's Development On The PS1. Ссылка: https://www.thegamer.com/metal-gear-solid-ps1-development-facts-trivia/

4. Официальный сайт Kojima Productions. Ссылка: https://www.kojimaproductions.jp/