Положительная динамика
Об этом рассказал директор департамента экономического развития Югры – заместитель губернатора Роман Генкель в ходе прямого эфира, который прошел в рамках ежегодного форума «ЮграТур». На нем обсуждали, как в автономном округе бизнес адаптировался к новым условиям, какие меры приняли в регионе для поддержки предпринимателей и что планируют делать в этом направлении в будущем.
По словам замгубернатора, в этом году на поддержку бизнеса направили значимый объем средств как из регионального, так и из федерального бюджетов и сегодня уже можно говорить об итогах принятых мер.
– Ключевой показатель состояния экономики – динамика положительная. Губернатор Югры в своем инвестиционном послании, отчете правительства отметила, что объем инвестиций превысил 1,1 триллиона рублей. Это действительно значимый показатель, который говорит о том, что экономика работает. Если говорить о блоке МСП, только по этому направлению создано более 3 600 рабочих мест, что тоже свидетельствует о том, что наши предприниматели к этой ситуации адаптировались, – пояснил Роман Генкель. «Выращивание» бизнеса
Первыми внешнеполитические изменения на себе почувствовали производственные и инновационные компании. Иностранное оборудование подорожало, его стало сложнее приобрести, прервались логистические цепочки. Например, были задержки в поставке сахара из-за того, что не хватало упаковки. Какое-то время не производили белую бумагу, потому что в стране не было отбеливателей. В таких условиях возникла необходимость в переориентировании производства.
Для этой цели была запущена программа «Выращивание», которая позволяет компенсировать затраты на приобретение оборудования. В рамках программы предприниматель может получить компенсацию в размере до миллиона рублей, в том числе за то оборудование, которое было приобретено ранее в течение двух лет. Но при этом важно, что в компании должны быть созданы новые рабочие места.
Этой мерой поддержки воспользовались 19 организаций Югры. Суммарно они получили более 15 миллионов рублей.
– Уже спустя полгода мы можем говорить о том, что мера эффективна. Компании, которым мы помогли, в наш региональный бюджет по итогам года вернут в три раза больше, чем мы направили на эту поддержку, – подчеркнул Роман Генкель.
Ушли конкуренты – вырос спрос
Среди таких компаний – ООО «ЦИТ», основанное в 2015 году. Занимается реинжинирингом, цифровым сканированием и моделированием, производит комплектующие для различных отраслей промышленности с применением аддитивных технологий, промышленной 3D-печати и литья. Основные заказчики – нефтегазовые компании автономного округа.
Как рассказал руководитель организации Алексей Иванов, с вводом санкций спрос на продукцию значительно увеличился. Поэтому возникла потребность в приобретении дополнительных расходных материалов и увеличении численности персонала.
– Для решения этих задач мы воспользовались поддержкой фонда «Мой бизнес». Нам возместили часть затрат за приобретенное ранее оборудование в размере 1 миллиона рублей. Конечно, это хорошая поддержка. Благодаря этому мы смогли закупить необходимые нам расходные материалы, сделали ремонт в производственном помещении и приняли в штат двух новых сотрудников. К концу года ожидаем, что наш годовой оборот и налоговые отчисления вырастут по сравнению с 2021 годом примерно на 30 %, – отметил Алексей Иванов. Выход на новые рынки
Помимо сложностей с импортом, из-за санкций рынки Европы и США закрылись и для экспорта. Но, по словам Романа Генкеля, эти направления никогда не были для югорских производителей основными. Тем не менее была введена мера поддержки для экспортеров – так называемый экспортный кешбэк.
– Возвращаем 5 % от суммы контракта до 1 миллиона рублей. Несколько компаний уже воспользовались этими мерами поддержки. Но здесь нужно комбинировать. Компания параллельно с этим может взять, например, льготный кредит на переоборудование, чтобы соответствовать стандартам страны, в которую планирует поставлять продукцию, – сказал заместитель губернатора. Эта программа помогла Нижневартовскому рыбоконсервному комбинату «Санта-Мария» не только сохранить объемы экспорта, но и увеличить их. В 2021 году он поставлял продукцию в Китай, Сербию и Казахстан. А в этом году комбинат принял участие в программе «Экспортный кешбэк» и вышел на новые рынки. Например, раньше для югорской компании был недоступен рынок Азербайджана из-за высокой стоимости логистики. Но благодаря финансовой поддержке это стало возможным.
– В текущем году мы заключили два экспортных контракта на поставку рыбных консервов в Казахстан и Азербайджан. Это позволило сохранить объем экспортной выручки, создать дополнительные рабочие места, увеличить объем производства рыбной продукции и, соответственно, обеспечить отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, – уточнила заместитель директора компании «Санта-Мария» по производству Ирина Дыбань. Как отметил Роман Генкель, обе меры поддержки получат продолжение в следующем году. Помимо этого, помощь бизнесу будет реализована и по другим направлениям. Ознакомиться с полным списком мер поддержки можно на сайте фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес».
+ 3 600 рабочих мест от предпринимателей
4 минуты
17 ноября 2022