Найти тему
Техника и жизнь

Стволы на колесах - или колесные САУ мира - часть II

Часть I -тут(предыстория современных колесных САУ)

Часть III - тут(колесные САУ СССР и России)

Краткие данные об иностранных колесных САУ

В данный обзор не входят самоходные минометы и противотанковые пушки

DANA M2 - САУ производства Чехии калибра 152 мм. Развитие САУ  Dana разработки ЧССР.
DANA M2 - САУ производства Чехии калибра 152 мм. Развитие САУ Dana разработки ЧССР.

Наиболее известными таким системами являются «Dana», G-6, «CAESAR», в меньшей степени «Zuzana». Но их выпускают и испытывают множества стран. Интерес, в том числе для армии РФ представляют и опыт установки старых буксируемых систем на автомобильные шасси. Такой опыт есть у Кубы, Египта, Сирии, Иордании, Ирана, Вьетнама. А также у незаконных вооруженных формирований в разных уголках земного шара.

«Дана» состояла на вооружении армии ЧССР, ГДР, ПНР, Ливии. Была попытка принять ее на вооружения армии СССР. Уже после 1991 года она появилась и на вооружении других государств.

Основные тактико-технические характеристики САУ «Dana» - калибр 152мм, дальность стрельбы 20 000 метров, масса 19,1 т.

В настоящее время в Чехословакии разработан и запущен в производство ее модернизированный вариант Dana М2 калибра 152 мм. Также созданы новые САУ на колесной базе DITA и Morana - обе калибра 155мм. Последняя может вести огонь на 41 000м.

САУ Zuzana-2 (Wikipedia.org) Система калибра 155мм. Дальнейшее развитие САУ Dana. Разработана и производится в Словакии.
САУ Zuzana-2 (Wikipedia.org) Система калибра 155мм. Дальнейшее развитие САУ Dana. Разработана и производится в Словакии.

В Словакии, где «Dana» выпускали до раздела Чехословакии, на ее основе создали в 1998 году САУ «Zuzana» под снаряд калибра 155мм стандарта NATO и дальностью 39 600м . Сейчас они выпускают, в том числе и на экспорт, ее улучшенный вариант «Сузанна-2» дальностью 41 000 м. Колесная база та же самая, что у всех колесных САУ ЧССР и государств, возникших на ее территории после 1991года - Татра-815 производства Чехии. Это шасси популярно и других производителей колесных САУ.

G-6 САУ разработки ЮАР. Калибр 155мм.(Wikipedia.org)
G-6 САУ разработки ЮАР. Калибр 155мм.(Wikipedia.org)

G-6 имеет баллистику самодвижущей 155мм гаубицы G-5 дальностью на тот момент 39 000м , ставшей известной благодаря ее наличию в войсках Саддама Хусейна в момент его вторжения в Кувейт. Шасси на базе колесного БМП Ratel. В 2003 году создан модернизированный вариант G6-52 дальностью 67км. G-6 была эскортирована в ОАЭ и Оман.

Al-Fao- колесная САУ калибром 210мм. Разработка велась по заказу Ирака. Работы прекратились ввиду поражения страны после "Бури в пустыне" в 1991 году.(Wikipedia.org)
Al-Fao- колесная САУ калибром 210мм. Разработка велась по заказу Ирака. Работы прекратились ввиду поражения страны после "Бури в пустыне" в 1991 году.(Wikipedia.org)

В Ираке в 1989 году при помощи ЮАР, Испании, Франции и канадской компании Space Research Corporation Джеральда Булла (Gerald Bull) создали колесные САУ "Al Fao" калибра 210 мм и дальностью 56 000м и Majnoon (Al-Majnoonan") калибром 155мм и дальностью 67000 м. Mainoon была модернизированным вариантом G-6. Также они обе были выполнены на шасси, той же самой, САУ G-6 из ЮАР.

 САУ «CAESAR»  калибром 155мм, разработка и производства Франции. (Wikipedia.org)
САУ «CAESAR» калибром 155мм, разработка и производства Франции. (Wikipedia.org)

Колесная САУ «CAESAR» разработана и производится во Франции. Поставки в армию Франции начались в 2002 году. Калибр 155 мм, дальность 41 000м. Устанавливается на шасси полноприводных грузовиков различных марок.

В КНР для своей армии, по меньше мере с 2022 года, выпускают колесные САУ PLC-161 на основе китайского варианта советской буксируемой пушки-гаубицы Д-30(подробнее о ней тут) PL-96, ее экспортный вариант получил индекс SH-2. Его поставки за рубеж начались в 2020 году.

PCL-09- САУ разработки и производства КНР калибра 122мм(Wikipedia.org)
PCL-09- САУ разработки и производства КНР калибра 122мм(Wikipedia.org)

Ранее с 2009 года уже был налажен выпуск для вооруженных сил Кита и для экспорта ее прямой предшественницы колесной САУ PCL-09 на базе того же буксируемого орудия PL-96. В экспортном варианте она именовалась SH-1. Калибр всех этих систем 122 мм, максимальная дальность 27 000м. В армии КНР с 2017 года также служат колесные САУ калибра 155 мм PCL-18-1. Максимальная дальность 72 000м. На экспорт идет ее экспортный вариант PL-15. Также есть и другие не столь известные колесные САУ производства КНР. Их калибры 155, 122 и 105 мм. Шасси колесных САУ КНР обычно на базе полноприводных автомобилей колесных формул 6х6 или 4х4. Но есть варианты на шасси колесных БТР, Их общее количество таково, что в пору писать отдельный их сводный обзор.

Южная Корея создала в 2011 году колесную САУ EVO-105 калибром 105 мм на шасси грузовика колесной формулы 6х6.

Израиль в 2023 году собирается поставить на вооружение колесную САУ SIGMA калибра 155мм и пока неизвестной дальностью. Она должна заменить гусеничные САУ М-109. Шасси – полноприводный грузовик американского производства колесной формулы 10х10.

САУ ATMOS 2000 калибром 155мм, производство и разработка Израиля.(Wikipedia.org)
САУ ATMOS 2000 калибром 155мм, производство и разработка Израиля.(Wikipedia.org)

Также, уже несколько Израиль успешно поставляются на экспорт колесные САУ калибра 155 мм ATMOS 2000. Их дальность 41 км. Колесные шасси могут быть самые различные.

Колесная САУ создана и в ФРГ - Rheinmetall RWG-52, она же RTG-52. Артиллерийская часть взята от гусеничной САУ PzH 2000. Разработка велась совместно с из ЮАР. Поэтому первый вариант колесного шасси от САУ G-6, упомянутой мной ранее. Но возможны и другие варианты. Калибр 155 мм, дальность 52 000м.

Archer - САУ калибром 155мм,  производство и разработка Швеция.(Wikipedia.org)
Archer - САУ калибром 155мм, производство и разработка Швеция.(Wikipedia.org)

В Швеции с 2014 года на вооружение колесная САУ «Archer». Калибр 155мм, дальность 70 000м. Колесная база в стандартном варианте- полноприводный автомобиль с колесной формулой 6х6.

В США такие колесные САУ создавали в 2016 году калибром 105 мм - Hawkeye и Brutus 155мм в 2020 году.

NORA B-52 армии Бангладеш - САУ производства и разработки Сербии. (Wikipedia.org)
NORA B-52 армии Бангладеш - САУ производства и разработки Сербии. (Wikipedia.org)

В Сербии создали в 2006 году САУ калибра 155 мм NORA B-52, дальностью 56 000м, на колесном шасси 8х8. Она состоит на вооружении и армии Сербии, и активно экспортируется.

В Иране создали колесную САУ калибра 155 мм и дальностью 30000м. Шасси - грузовик формулы 6х6.

Куба, Египет, Сирия, Иордания и Вьетнам такие САУ создают, как я уже говорил выше, за счет совмещения старых буксируемых орудий с колесной базой на базе серийных грузовиков, обычно армейских со всеми ведущим осями.

На Кубе создали семейство колесных САУ Jupiter на шасси КрАЗ-255Б колесной формулы 6х6. Они оснащаются в зависимости от модификации советскими изначально буксируемыми орудиям калибра 122 мм Д-30, А-19 и 130мм М-46.

Египет создал колесные САУ на базе американской пушки 105мм, и советских орудий 122 мм и 130 мм. В Сирии создали колесные САУ на шасси полноприводных грузовиков колесных формул 4х4 и 6х6 калибром 130мм, 122 и 100 мм и даже 57мм с противотанковой пушкой период ВОВ ЗиС-2. Во Вьетнаме на без 105мм американской пушки и советской 130мм В Иордании такая САУ имеет калибр 105мм. Также тут использовали американское орудие калибра 105мм.

Подобные орудия также создали в Таиланде и Индии.

Продолжение в третьей части о подобной артиллерии в СССР и РФ - она тут.

Федор Болдырев 2022©