Часть I -тут(предыстория современных колесных САУ)
Часть III - тут(колесные САУ СССР и России)
Краткие данные об иностранных колесных САУ
В данный обзор не входят самоходные минометы и противотанковые пушки
Наиболее известными таким системами являются «Dana», G-6, «CAESAR», в меньшей степени «Zuzana». Но их выпускают и испытывают множества стран. Интерес, в том числе для армии РФ представляют и опыт установки старых буксируемых систем на автомобильные шасси. Такой опыт есть у Кубы, Египта, Сирии, Иордании, Ирана, Вьетнама. А также у незаконных вооруженных формирований в разных уголках земного шара.
«Дана» состояла на вооружении армии ЧССР, ГДР, ПНР, Ливии. Была попытка принять ее на вооружения армии СССР. Уже после 1991 года она появилась и на вооружении других государств.
Основные тактико-технические характеристики САУ «Dana» - калибр 152мм, дальность стрельбы 20 000 метров, масса 19,1 т.
В настоящее время в Чехословакии разработан и запущен в производство ее модернизированный вариант Dana М2 калибра 152 мм. Также созданы новые САУ на колесной базе DITA и Morana - обе калибра 155мм. Последняя может вести огонь на 41 000м.
В Словакии, где «Dana» выпускали до раздела Чехословакии, на ее основе создали в 1998 году САУ «Zuzana» под снаряд калибра 155мм стандарта NATO и дальностью 39 600м . Сейчас они выпускают, в том числе и на экспорт, ее улучшенный вариант «Сузанна-2» дальностью 41 000 м. Колесная база та же самая, что у всех колесных САУ ЧССР и государств, возникших на ее территории после 1991года - Татра-815 производства Чехии. Это шасси популярно и других производителей колесных САУ.
G-6 имеет баллистику самодвижущей 155мм гаубицы G-5 дальностью на тот момент 39 000м , ставшей известной благодаря ее наличию в войсках Саддама Хусейна в момент его вторжения в Кувейт. Шасси на базе колесного БМП Ratel. В 2003 году создан модернизированный вариант G6-52 дальностью 67км. G-6 была эскортирована в ОАЭ и Оман.
В Ираке в 1989 году при помощи ЮАР, Испании, Франции и канадской компании Space Research Corporation Джеральда Булла (Gerald Bull) создали колесные САУ "Al Fao" калибра 210 мм и дальностью 56 000м и Majnoon (Al-Majnoonan") калибром 155мм и дальностью 67000 м. Mainoon была модернизированным вариантом G-6. Также они обе были выполнены на шасси, той же самой, САУ G-6 из ЮАР.
Колесная САУ «CAESAR» разработана и производится во Франции. Поставки в армию Франции начались в 2002 году. Калибр 155 мм, дальность 41 000м. Устанавливается на шасси полноприводных грузовиков различных марок.
В КНР для своей армии, по меньше мере с 2022 года, выпускают колесные САУ PLC-161 на основе китайского варианта советской буксируемой пушки-гаубицы Д-30(подробнее о ней тут) PL-96, ее экспортный вариант получил индекс SH-2. Его поставки за рубеж начались в 2020 году.
Ранее с 2009 года уже был налажен выпуск для вооруженных сил Кита и для экспорта ее прямой предшественницы колесной САУ PCL-09 на базе того же буксируемого орудия PL-96. В экспортном варианте она именовалась SH-1. Калибр всех этих систем 122 мм, максимальная дальность 27 000м. В армии КНР с 2017 года также служат колесные САУ калибра 155 мм PCL-18-1. Максимальная дальность 72 000м. На экспорт идет ее экспортный вариант PL-15. Также есть и другие не столь известные колесные САУ производства КНР. Их калибры 155, 122 и 105 мм. Шасси колесных САУ КНР обычно на базе полноприводных автомобилей колесных формул 6х6 или 4х4. Но есть варианты на шасси колесных БТР, Их общее количество таково, что в пору писать отдельный их сводный обзор.
Южная Корея создала в 2011 году колесную САУ EVO-105 калибром 105 мм на шасси грузовика колесной формулы 6х6.
Израиль в 2023 году собирается поставить на вооружение колесную САУ SIGMA калибра 155мм и пока неизвестной дальностью. Она должна заменить гусеничные САУ М-109. Шасси – полноприводный грузовик американского производства колесной формулы 10х10.
Также, уже несколько Израиль успешно поставляются на экспорт колесные САУ калибра 155 мм ATMOS 2000. Их дальность 41 км. Колесные шасси могут быть самые различные.
Колесная САУ создана и в ФРГ - Rheinmetall RWG-52, она же RTG-52. Артиллерийская часть взята от гусеничной САУ PzH 2000. Разработка велась совместно с из ЮАР. Поэтому первый вариант колесного шасси от САУ G-6, упомянутой мной ранее. Но возможны и другие варианты. Калибр 155 мм, дальность 52 000м.
В Швеции с 2014 года на вооружение колесная САУ «Archer». Калибр 155мм, дальность 70 000м. Колесная база в стандартном варианте- полноприводный автомобиль с колесной формулой 6х6.
В США такие колесные САУ создавали в 2016 году калибром 105 мм - Hawkeye и Brutus 155мм в 2020 году.
В Сербии создали в 2006 году САУ калибра 155 мм NORA B-52, дальностью 56 000м, на колесном шасси 8х8. Она состоит на вооружении и армии Сербии, и активно экспортируется.
В Иране создали колесную САУ калибра 155 мм и дальностью 30000м. Шасси - грузовик формулы 6х6.
Куба, Египет, Сирия, Иордания и Вьетнам такие САУ создают, как я уже говорил выше, за счет совмещения старых буксируемых орудий с колесной базой на базе серийных грузовиков, обычно армейских со всеми ведущим осями.
На Кубе создали семейство колесных САУ Jupiter на шасси КрАЗ-255Б колесной формулы 6х6. Они оснащаются в зависимости от модификации советскими изначально буксируемыми орудиям калибра 122 мм Д-30, А-19 и 130мм М-46.
Египет создал колесные САУ на базе американской пушки 105мм, и советских орудий 122 мм и 130 мм. В Сирии создали колесные САУ на шасси полноприводных грузовиков колесных формул 4х4 и 6х6 калибром 130мм, 122 и 100 мм и даже 57мм с противотанковой пушкой период ВОВ ЗиС-2. Во Вьетнаме на без 105мм американской пушки и советской 130мм В Иордании такая САУ имеет калибр 105мм. Также тут использовали американское орудие калибра 105мм.
Подобные орудия также создали в Таиланде и Индии.
Продолжение в третьей части о подобной артиллерии в СССР и РФ - она тут.