Не успели отечественные компании оправиться от удара, нанесенного пандемией, как попали под жесткий санкционный пресс. Мы уже анализировали, какие именно проблемы и риски возникли на текущий момент в корпоративных закупках.
Настало время для обзора ключевых решений, принимаемых компаниями в целях выхода из этого очередного пике.
1. Повышение оперативности в принятии решений. В стабильной обстановке негативный эффект от длительности внутрикорпоративных согласований обычно незначителен. В условиях зашкаливающей волатильности цен и труднопредсказуемого изменения рыночного предложения подобная медлительность недопустима. Поэтому на смену тяжелым механизмам согласований с участием десятков структурных подразделений приходят оперативные штабы (рабочие группы, комитеты и др.), включающие уполномоченных представителей подразделений принимающих незамедлительные решения. Локальные нормативные документы в части согласований также пересматриваются/приостанавливаются.
2. Адресный поиск альтернативного поставщика. Ранее классическим для компаний (и зачастую обязательным для работающих по закону №223-ФЗ) механизмом заключения договора было приглашение к отбору, например, путем проведения его процедуры в форме торгов на электронной площадке.
В текущей ситуации зачастую не следует публично оповещать о своей потребности (особенно если на поставки необходимой продукции введены ограничения или запреты). Кроме того, предложение может быть само по себе ограниченным.
Поэтому компании все активнее адресно работают с потенциальными поставщиками, а состязательные процедуры проводят не публично, приглашая на них отобранных претендентов.
3. Замена продукции и каналов поставок. Разрыв привычных каналов снабжения (как вследствие логистических проблем, так и вызванные запретами или нежеланием (иногда лишь декларативным) сотрудничать традиционных контрагентов) компенсируется переходом на альтернативные (пусть более дорогие и медленные) маршруты поставок, приобретением нужной продукции через посредников или неофициальными путями. В зависимости от специфики потребностей бизнеса, ключевыми направлениями стали Турция и Китай. Хороший потенциал в этом плане и у других стран, не принявших активного участия в санкционном давлении на Россию (Индия, Армения, ЮАР и др.)
4. Импортозамещение (локализация/создание производства в РФ). В некоторых случаях необходимые ресурсы можно получить, восстановив отечественное производство (благодаря периоду увлечения "эффективным менеджментом" во многих сферах имевшийся потенциал был обнулен, но все же еще поддается реинкарнации), а при отсутствии такой возможности может быть (пусть не быстро и дорого) создан. Компании зондируют возможности использования в этих целях и во внедряемом, пусть и со скрипом, государством механизме офсетных контрактов.
5. Замена продукции на доступный (возможно, более слабый) аналог. К этой же категории мер можно отнести и изменение технологии производства под имеющийся в доступности ресурс. Что делать, ведь если нужна траншея, но отобрали экскаватор - на помощь можно привлечь пару десятков олопаченных землекопов.
6. Изменение требований заказчика под возможности доступного поставщика. Проявляя осмотрительность при выборе контрагентов, компании зачастую устанавливали весьма высоко планку своих требований, в том числе в части финансовой устойчивости, имеющейся у него квалификации (опыта), производственных и кадровых ресурсов и др.
Снижение привычных требование позволяют получить новые альтернативы, хотя и увеличивают риски.
7. Перенос контроля на этап отгрузки. Удлинение цепочек снабжения приводит к сложностям в части обеспечения качества продукции, а также требуют большей глубины планирования.
Если раньше при привычном сроке поставки замена несоответствующей продукции осуществлялась относительно оперативно, то в условиях увеличения их в несколько раз, подобное является для многих заказчиков неприемлемым.
Работающие с такими контрагентами компании стараются перенести или усилить работу в части приемки на этап выходного контроля продукции поставщиком (что, конечно, не гарантирует от появления проблемы в процессе транспортировки).
8. Увеличение гибкости в договорной работе. Заказчики (особенно работающие в рамках закона №223-ФЗ) привыкли относить к договору как к "священной корове", рассматривая возможности его изменения скорее в качестве исключения. В настоящее время от этого принципа все чаще отступают, допуская возможность учета условий, в которых действуют контрагент, допуская обоснованное изменение существенных условий договоров (цены, сроков поставки и оплаты, авансирования).
9. Смягчение санкций за нарушение договорных обязательств. Компании стали практиковать более мягкие подходы претензионной работы, в части взыскания неустойки. Однако многие проявляют в этой части осторожность, так как формальное объяснение поставщиком неисполнения обязательств из-за санкций, частичной мобилизации и т.п. не всегда является отражением реального положения дел.
Хорошим решением в этой части, практикуемым некоторыми заказчиками, является не списание неустойки, а ее замораживание. Т.е. при начислении пени или штрафов, заказчик сразу не требует их уплаты, давая шанс контрагенту исправиться. По мере процесса исправления, заказчик постепенно списывает такую неустойку при добросовестной работе контрагента по данному или (при наличии) другим договорам.
Автор обзора: Кирилл Кузнецов, http://www.tendery.ru/forum/viewtopic.php?f=521609&t=2056434