Найти тему
АиФ-Челябинск

Она из Японии, он из Киргизии. Как живет необычная пара артистов балета

Оглавление
   Она из Японии, он из Киргизии. Как живет необычная пара артистов балета
Она из Японии, он из Киргизии. Как живет необычная пара артистов балета

Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев с детства решили, что балет – их жизненное призвание. Судьба бросала их из одной страны в другую, а встретились они на Урале. Артисты рассказали корреспонденту chel.aif.ru, как складывался их творческий путь и что привело их в Челябинск.

Из Хоккайдо в Антверпен

Лири Вакабаяси родилась в префектуре Хоккайдо. Никто в семье не занимался балетом, но мама решила в три года отдать дочку в кружок танцев, чтобы у нее была красивая походка. В Японии классический балет не так развит, как в России и Европе. Тем не менее родители старались привить маленькой Лири любовь к этому виду искусства, покупая билеты на классические спектакли.

«Однажды к нам в театр приехала труппа Большого театра, показывали «Дон Кихот». На сцене блистала Светлана Захарова, а мне выпала честь станцевать вариацию Амурчика. С тех пор поняла: классический балет – это мое», - рассказывает Лири.

Однако в Японии нет государственных балетных школ. Чтобы продолжать обучение классическому танцу, Лири пришлось в 14 лет переехать в Антверпен.

«Поселилась в интернате и плакала чуть ли не каждый день, - вспоминает девушка. – Вдали от дома – плохо. Но без балета – еще хуже! Этим я себя и утешала. Очень скоро поняла, что в студенческом общежитии придерживаться диеты, необходимой балерине, очень сложно. Там жили и будущие музыканты, и художники, которым жесткая диета не нужна. Очень сложно было каждый раз себя удерживать от того, чтобы не попробовать кусочек пиццы или пасту с кетчупом. Поэтому родители помогли мне снять квартиру. Готовила себе там блюда из риса, который чемоданами привозила из Японии. Все-таки питание у нас более здоровое и полезное, чем в Европе».

В Антверпене педагогом-репетитором Лири стала звезда Мариинского театра Елена Панкова. «Когда я смотрела как она показывает – это была просто фантастика», - говорит девушка. Наставница посоветовала талантливой японке ехать в Мюнхен: там больше возможностей для классического танца. Лири попала под крыло другой талантливой балерины - Натальи Гофман-Ситниковой, выпускницы Пермского хореографического училища. При этом с Антверпеном она связи не теряла. В 2016 году приняла участие в тамошнем «Grand audition». На всемирном кастинге танцовщиков ее и присмотрело руководство балетной труппы екатеринбургского оперного театра.

   Фото: Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки
Фото: Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки

После балета – в баню

Творческий путь Кубаныча Шамакеева был не менее извилистым. В отличие от Лири, в его семье танцовщики были. Дед работал солистом бишкекского ансамбля народного танца, а двоюродный брат учился на артиста балета.

«Я посмотрел, как брат выполняет пируэты, и захотел стать похожим на него. Когда мне исполнилось семь лет, попросил маму отвести меня в Бишкекское хореографическое училище», - вспоминает танцовщик.

Там Кубаныч занимался до 11 лет. Поворотным моментом в его судьбе стали гастроли алма-атинского театра оперы и балета в Бишкеке. Мальчик посмотрел, как танцуют казахи, и смекнул, что подготовка у них лучше. Поэтому попросил близких отпустить его в хореографическое училище имени Селезнева.

«Там я, как и Лири, жил в интернате, но проблем с диетой не испытывал. Мальчикам в этом смысле проще: достаточно много двигаться, и можно есть все что хочешь», - смеется наш собеседник.

Поработав некоторое время в государственном театре имени Абая, Кубаныч устроился в екатеринбургский театр оперы и балета, где и познакомился с Лири. Первое свидание прошло в репетиционном зале. За балетными упражнениями незаметно завязалось общение. Ребята уже и сами не помнят, в какой момент между ними вспыхнула искра.

«В балетных труппах всегда много семейных пар. Почему? Да потому что мы практически всю жизнь в театре – с утра до вечера», - объясняет Кубаныч.

   Фото: Из личного архивa
Фото: Из личного архивa

В репетиционном зале они общаются на международном языке танца, а в жизни разговаривают на русском. Кубаныч понемногу учит японский, больше для интереса, чем для практического применения.

Решение о переезде в Челябинск было сложным, но, как показало время, верным. Здесь под чутким руководством педагогов-репетиторов Татьяны Предеиной и Андрея Булдакова героям нашего материала удалось станцевать почти ведущие партии. Солор и Никия в «Баядерке», Эсмеральда и Феб в «Эсмеральде», Жизель и Альберт в «Жизели», Китри и Базиль в «Дон Кихоте», Маша и Принц в «Щелкунчике» - всего не перечислить.

   Фото: Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки
Фото: Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки

«У Кубаныча блестяще получаются характерные и героические партии – он их нутром чувствует. С образами принцев дело обстоит сложнее. Но ничего – разучиваем, ходим. Не раз видел танцовщиков, в которых талант есть, а желания оттачивать мастерство – нет. Кубаныч не из таких. Он невероятно трудолюбив и очень мотивирован, - говорит педагог-репетитор балетной труппы Андрей Булдаков. - Что касается их семьи – мне это знакомо. Мы с Татьяной Сулеймановой (супруга Александра Булдакова – ред.) когда партии разучивали, ругались постоянно. А эти ребята очень дружные. Прекрасно, если сумеют сохранить на долгие годы мудрость и спокойствие».

«Для меня как педагога иметь таких учеников - творческое счастье. Лири понимает ценность педагога, его замечаний, его времени – это свойств восточным народам. Она пришла в наш театр, владея всем арсеналом технических балетных средств. Но этого мало, нужно было создать незабываемые образы, наполнить их душой. Вот этому я ее и учила», - отмечает педагог-репетитор балетной труппы Татьяна Предеина.

В 2020 году Лири и Кубаныч покорили один из самых престижных российских балетных конкурсов «Арабеск». Он получил первую премию среди мужчин, она - вторую среди женщин. Кроме того, они же победили и в номинации современной хореографии.

Свободного времени у артистов почти не остается. Но когда оно появляется, любят ходить в русскую баню, благо в Челябинске в последнее время бань и саун появилось немало. Как и все творческие люди, они мечтают об открытии границ и восстановлении мировой гастрольной жизни.