20 ноября 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика. Именно ее нынешние киевские власти вроде бы называют предтечей современной государственности.
Все началось в марте 1917 года, когда представители разных местных партий, полупартий, шарашек и кружков по интересам создали общий центр – Украинскую Центральную Раду. Ее главой стал историк Михаил Грушевский. То самый, что изобрел термин «Украина-Русь».
Рада выступила тогда лишь за автономию Украины в составе России. В декларации так и говорилось: пусть будет Украина свободной, не отделяясь от всей России.
А после Октябрьской революции Рада заявила о создании Украинской народной республики, опять же – в составе России. И только в январе 1918 года Рада объявила о независимости УНР. Однако, к тому времени на территории Малороссии уже существовало еще одно государство – месяцем ранее в Харькове была образована Украинская советская республика. А уже 3 марта 1918 года большевики заключили сепаратный мир в Брест-Литовске, по которому Германия оккупировала большую часть Украины.
Немцы образовали в Киеве марионеточное правительство во главе с гетманом Скоропадским. Страна получила пышное название – Украинская Держава. Но этот «карнавал» продолжался недолго – до осени 1918 года. После окончания Первой мировой войны и революции в Германии режим Скоропадского пал. Украинскую Державу сменила Украинская Народная Республика во главе с Директорией, которую возглавил Петлюра.
А вообще-то за время Гражданской войны на территории Украины существовало по меньшей мере 16 самопровозглашенных республик. Были, например, Галицийская Социалистическая Советская Республика, Одесская Советская Республика, Холодноярская республика, Западно-Украинская народная республика, Гуцульская Республика...
В марте 1919 года Съезд Советов провозгласил о создании УССР. Конечно же, при решающей поддержке Красной армии, которая к началу 1920 года почти полностью освободила Украину от белогвардейцев, махновцев и поляков. А 30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик. После этого большевики щедрой рукой отдали в состав УССР всю Новороссию и еще большое количество территорий, которые никогда не считались какими-то специфически малороссийскими, например, Харьков, Луганск, Юзовка (Донецк).
Вообще, большевики в первые годы своего правления весьма легко распоряжались доставшимися им землями. Почему? Если исходить из житейской, обывательской логики, то вполне понятно: досталось-то всё почти что задаром, потому и не очень-то и жалко. Нашел чернец клобук – не скачет, а потерял – не плачет. Сталин-то позднее был куда бережливее...
И думается, нынешним киевским властям следовало бы преодолеть нерешительность буриданова осла и все-таки определиться: какую государственность они наследуют – УНР или УССР?
Если УССР, то придется забыть о декоммунизации, поскольку весь смысл, да и территория этого государства были коммунистическими. И создано оно было коммунистами во главе с Лениным, и расширялось благодаря коммунистам во главе со Сталиным. Тут всё строго, без сантиментов – не поскачешь.
Если УНР, то это – небольшая территория. Без Харькова, Сум, Луганска, Донецка, Херсона, Николаева, Одессы, Крыма и многих других земель. Еще, на всякий случай, напомню: Западная Украина со Львовым была и вовсе присоединена к УССР накануне Второй Мировой войны.
Кстати, в сочинениях французского философа Жана Буридана притчи об осле не найдено...