Ещё одно моё маленькое "открытие" в великом городе: Музей Арктики и Антарктики. Я знала о его существовании, но почему-то раньше не испытывала к нему интереса.
Это красивое здание было построено в 1820-1838 гг. по проекту архитектора А.И.Мельникова для Никольской церкви единоверческой (т.е. старообрядческой) общины. В 1931 г. его передали музею Арктики, который открылся для посетителей в 1937 г.
При входе вас встречает подлинный самолёт-амфибия Ш-2, использовавшийся в экспедиции парохода «Челюскин» в 1933 году.
На первом этаже в центре круглый зал с экспозицией "Природа Арктики". А в нём макет «Арктика» — сегмент глобуса с рельефной картой до 60-й параллели северной широты, созданный в 1936 году
На стенах – картины и фрески, изображающие северную природу и героические будни полярников. Вообще меня приятно удивил интерьер и оформление экспозиций: они соответствуют славной эпохе 1930-1950-х гг. Это нарисованные карты, фотографии, стеклянные витрины с вещами полярников... Нет "инсталляций" и загадочных "объектов".
Вокруг этого зала располагается экспозиция, посвящённая освоению Арктики русскими. Я вроде бы и знала по отдельности многие факты, но только здесь ощутила, как глубоко в прошлое уходит эта история. Ведь первыми северные моря и земли осваивали архангельские поморы и новгородские ушкуйники. От устья Северной Двины к Ямалу, затем в Обскую губу и реку Таз... Там в 1601 г. по указу царя Бориса Годунова был заложен Мангазейский острог.
Мангазея стала крупным центром торговли (в первую очередь, конечно же, пушниной – это была валюта тех времён). Отсюда отправлялись отряды для дальнейшего завоевания Сибири. Увы, царь Алексей Михайлович Романов запретил русским ходить из Карского моря в Обскую губу, а за провод иностранных кораблей вообще повелел казнить. Торговля зачахла, город дважды погорел, и остатки жителей переселились в 1662 г. в Туруханское зимовье...
Однако Мангазея не забыта: в 1968 –73 гг. были произведены археологические раскопки этого полулегендарного города.
Ну а дальше – стенды с материалами о дореволюционных полярных исследованиях: о первом в мире арктическом ледоколе „Ермак” (1899—1901 гг.), о деятельности Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1915 гг.), о походе ледокола „Красин” для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле „Италия” (1928 г.) – смотрели советско-итальянский фильм "Красная палатка"? Рекомендую!
А вот такое блюдо было изготовлено в честь успешного завершения данной экспедиции.
Карты с маршрутами полярных экспедиций.
Жаль, что на этой карте не отмечен мой родной Нижнеудинск. Ведь он 15 мая 1938 года принял летевшие из Тикси самолёты Героев Советского Союза Алексеева, Головина и Орлова. Бесстрашные полярные лётчики недавно совершили массовую переброску людей с дрейфующих ледоколов на берега бухты Тикси.
К стыду своему, я ничего не знала о войне в Арктике (ну, за исключением арктических конвоев). А на этой карте указаны полярные станции, обстрелянные немецко-фашистскими кораблями и подлодками: на Новой Земле, островах Уединения и Правды.
А слыхали ли вы о битве за Диксон? В августе 1942 г. немецкий крейсер "Адмирал Шпеер" пробрался в Карское море. 25 августа ему встретился ледокольный пароход "Александр Сибиряков", совершавший рейс с грузом для советских полярных станций. "Адмирал Шпеер" поднял американский флаг и представился в эфире американским крейсером "Тускалуза". А потом, подобравшись поближе, открыл огонь. Капитан советского парохода пытался обороняться, но силы были неравны. "Александр Сибиряков" загорелся и был затоплен. Из ста человек немцы подобрали и взяли в плен двадцать два. Кочегар Павел Вавилов сумел добраться до покинутой шлюпки и достичь острова Белуха, где провёл более месяца.
В Диксоне находится командный центр, где немцы рассчитывали захватить ценные сведения. С этой целью планировалась высадка десанта численностью до 180 человек (гарнизон Диксона, как предполагалось, составлял всего 60 человек). Но "Сибиряков" успел предупредить наших об опасности, и в порту "Адмирала" ожидали ледокольный пароход "Дежнёв" и вооружённое торговое судно "Революционер". Исход боя решила советская береговая батарея: именно она вынудила немцев уйти.
А после войны наступили годы мирного освоения Арктики.
Затем я по такой вот лестнице поднялась на второй этаж. При этом любовалась фотографиями арктических и антарктических судов.
Наверху была выставка карандашных набросков И.П. Рубана (1912-1996) – советского художника, посвятившего высоким широтам 50 лет своей жизни. Работы были интересные (например, много зарисовок собак с забавными комментариями автора). Но фотографировать их затруднительно.
Вообще же в музее есть целая коллекция живописи и графики, в которой представлены произведения художников А. А. Борисова и Н. В. Пинегина, самобытные творения ненца Тыко Вылка и студентов Института народов Севера, представителей советского реализма... даже работы Ф. Конюхова! Думаю, что многие из полотен украшают залы музея; остальные же, видимо, можно увидеть только на временных выставках. Увы.
Круглый зал под куполом посвящён Антарктике. Формирование этой коллекции началось в 1950-е гг. Вывешены флаги государств, подписавших в 1959 году Договор об Антарктике
В центре чучела пингвинов, по кругу – экспонаты советских антарктических экспедиций. Очень интересны, например, комплекты одежды разных лет.
Этот указатель был установлен на советской антарктической станции "Мирный".
А ещё там была улица Ленина не менее чем с четырьмя домами! (А что, в каждом советском населённом пункте была улица Ленина!)
Но представлены и другие экспонаты. Меня поразили подлинные сани английской экспедиции Р.Скотта 1911-1912 гг., присланные в дар нашему музею Полярным институтом Кембриджа.
1 ноября отряд англичан отправился к Южному полюсу с побережья, а 17 января Р.Скотт, Э.Уилсон, Г.Бауэрс, Э.Эванс и Л.Отс достигли цели. Но... на полюсе их встретила палатка и табличка, на которой была указана дата покорения полюса норвежцами из экспедиции Амундсена — более чем на месяц раньше. Никогда не забуду слова С.Цвейга об этом моменте: "...они пришли вторыми в мире, для которого первый - все, а второй - ничто!"
На обратном пути сначала погиб Эванс – он получил сильную травму, провалившись в расщелину. Затем тайком покинул палатку Отс, страдавший от сильного обморожения, – его тело так и не было найдено. Остальные трое оказались застигнуты метелью и умерли от холода и голода в палатке.
Копия предсмертного письма Р.Скотта:
Когда почти через полгода тела погибших были обнаружены, над ними возвели высокую пирамиду из снега. Сейчас палатка с телами предположительно находится под 23 метрами льда и в 48 км от места гибели полярников – она вместе с ледником Росса медленно сползает к морю...
А ещё в экспедиции Скотта участвовали двое уроженцев России. Дмитрий Гирев сопровождал экспедицию до 84° южной широты, а затем участвовал в поисках группы Скотта. Дожил до 1932 г. Вы заметили, что под фотографией фамилия несколько иная? Причина в искажениях, которым подверглась фамилия в англоязычных источниках. Поэтому сегодня имя этого человека носят пик Дмитрия, остров Горева и пик Герова!!!
Антон Омельченко поставил экспедиции партию маньчжурских лошадей, провёл её участников до середины ледника Росса. Погиб от шаровой молнии в том же 1932 г., что и Гирев.
Спускаюсь по другой лестнице с выставкой фотографий пингвинов.
В общем, музей – чудо!
Адрес: улица Марата, 24 А.
Расписание: СРЕДА — ВОСКРЕСЕНЬЕ: 10:00 — 18:00, касса работает до 17:30
Цена билета: взрослый 350 руб., для школьников и пенсионеров 100 руб., для студентов-очников 170 руб., для заочников 250 руб.
Конечно, проводятся экскурсии, о которых можно узнать на сайте музея.
Дорогие читатели, если статья понравилась, не поленитесь поставить "лайк"! Вам нетрудно, мне приятно, а в результате её прочитает ещё больше людей!
P.S. Дорогие читатели! Я, оказывается, нигде не указала, что этот музей находится в Петербурге! Приношу свои извинения!