Переход в новую школу может являться стрессом для каждого ребенка. Новый коллектив, новые требования и иногда новые правила, новый значимый взрослый – Учитель
Далеко не каждая семья может сделать этот переход без потерь – успеваемости, друзей, времени и сил.
А если в новую школу приходит ребенок с опытом сиротства, то ситуация отягощается еще и проходящей в новой семье адаптацией.
Попробуем разобраться, с какими неожиданностями может столкнуться новая семья, принимающая школьника?
1. Оценки из предыдущей школы сильно отличаются от тех, которые приносит ребенок.
Может сложиться впечатление, что он резко «поглупел». Бывают и изменения в противоположную сторону, но приемных родителей чаще удивляет резкое ухудшение успеваемости.
Это может быть связано с несколькими моментами. Во-первых, нам мало что известно о критериях оценки в старой школе ребенка.
Может так получиться, что учителя были более лояльны, закрывали глаза на прогулы и неуспеваемость, ставили оценки выше, пытаясь поднять самооценку ребенка, имеющего тяжелый жизненный опыт.
Может случиться и так, что текущий процесс адаптации в семье забирает у ребенка все силы. И на учебу их просто не остается. Он решает ту задачу, которая для него важнее — стать членом новой семьи.
Процесс адаптации может запустить регресс у ребенка, и сейчас ему становится важным например, играть или обниматься с родителями, а учеба — это то, что забирает только что обретенных взрослых, на нее нет сил и желания.
2. Ребенок категорически не хочет учиться, саботирует процесс, сбегает с уроков и т.п.
Возможно, школа для ребенка – это что-то, связанное с негативным опытом. Возможно, в предыдущей семье отношения портились из-за неуспеваемости – это довольно часто случающаяся ситуация. В этом случае ребенок будет стараться избегать «болезненной» зоны, опасаясь потерять принятие новой семьей.
Возможно, сама атмосфера в прошлой школе и классе была недружелюбная. Ребенок опасается переноса этого опыта на новую школу, у него могло сформироваться понимание что школа — это место, где есть обесценивание, травля. Как уже говорилось выше, он не ходит туда учиться, он ходит туда бороться за себя, выживать, и, в конце концов, делает весьма логичный вывод: «А зачем вообще ходить туда, где сложно?»
Новый класс и новый учитель могут казаться небезопасными для ребенка. Все силы он тратит на то, чтобы сохранять себя, а на учебу их просто не остается. Например, там может быть слишком шумно или, наоборот, слишком тихо.
Может казаться, что в любой момент начнут дразнить или нападать. Может хотеться быть лучшим, а одноклассники кажутся более умными. Тогда страх выглядеть неловко сковывает и не дает вообще возможности ответить.
3. Уроки с ребенком превращаются в нескончаемое, многочасовое, выматывающее взрослого противостояние. Кажется, ребенок просто издевается.
Такое происходит и с кровными детьми. Когда значимый взрослый берет на себя функции учителя, ребенку становится важным «проверить»: «А что будет, если я откажусь учиться?» С новым родителем ребенок «проверяет», отвергнут ли его, если он будет неуспешен? Будет ли он принят, если окажется непонимающим, глупым, двоечником?
Поэтому очень важно, чтобы родители занимали позицию поддержки: говорили, что все получится, что они верят в ребенка, но в качестве помощника с уроками приглашали другого человека – тьютора, репетитора. Он может учить, спрашивать, оценивать – и это будет безопасно. А родитель по-прежнему остается в любящей, принимающей позиции.
Решать обозначенные трудности лучше в партнерстве со школой. Желательно выяснить заранее, какое отношение у педагогов и администрации к детям с травматическим опытом? Был ли подобный опыт работы, есть ли возможности организации индивидуального подхода, готовы ли педагоги идти навстречу?
Если школа сразу занимает позицию «против», возможно, стоит подумать о другом учреждении. А вот если школа готова к партнерству, можно обсудить все нюансы: и возможный откат в развитии ребенка, и сложности с публичным ответом и самой ситуацией оценки, и повышенную утомляемость и, как следствие, необходимость пропускать уроки и даже целые дни.
Если понимание будет достигнуто, и обе стороны подойдут к ребенку с минимальными ожиданиями, появляются очень хорошие шансы на мягкую адаптацию к школьным будням.
Если же ситуация все-таки не решается, родителю предстоит принять не самое простое решение о возможности перехода на дистанционное, семейное, домашнее обучение.
В ряде ситуаций это, бывает, выход – ребенок может учиться, когда вокруг него принимающая и безопасная обстановка, когда он находится в одиночестве, когда рядом нет отвлекающих и тревожных событий.
При любом решении крайне важно оставаться на стороне ребенка и помнить о том, что стандартные требования по успеваемости, дисциплине, развитию редко подходят к ребенку, имеющему травматический опыт.
Ребенок не может просто взять и начать хорошо учиться – для этого ему необходимо восполнить не только пробелы в знаниях, но и в более ранних этапах развития – ведь учебная деятельность не возникает сама по себе, она приходит на смену игровой, которая, в свою очередь, тоже возникла на базе общения с включенным взрослым.
Консультация со специалистом поможет разобраться, какой «кирпичик» нужно восстановить, чтобы эти процессы запустились.
И не забывайте о том, что школа — история на 9-11 лет, а отношения с ребенком – навсегда. Школа закончится, а отношения останутся.