Найти в Дзене
Подушка с коровками

Злодеи Даннинг и Крюгер в церковном пении

Эффект Даннинга-Крюгера (цитата из Википедии) — метакогнитивное искажение у низкоквалифицированных людей: они делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не осознают этих ошибок из-за неполноты знаний, умений и навыков, приходя к ложному определению пределов своей компетенциии завышению представлений о своих способностях — даже в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях.

Русское церковно-певческое искусство (краткая справка). Церковное пение является неотъемлемой частью русской культуры. Оно сыграло огромную роль в формировании классической музыки 19 века. Русское хоровое искусство создано исключительно на основе церковного пения.

Я — церковная певчая. Я — регент. Кровь от крови, плоть от плоти. Даже если я технически перестану быть певчей, я все равно в душе навсегда ею останусь, как и все мои коллеги, которые по тем или иным причинам покинули храм, ибо бывших певчих не бывает.

По каким же причинам профессиональные певчие, люди с высшим музыкальным образованием, покидают клирос и, возможно, навсегда? Этих причин несколько. В этой статье напишу о той, что лежит на самой поверхности, потому что остальные уж совсем горькие.

Звучит просто и неприметно — засилье непрофессионалов. Не буду писать о регионах, а вот в Москве это просто самый настоящий бич. И это на фоне обилия профессиональных кадров. В Москве открыто множество курсов категории «регент за год», на которых платно якобы учат и выучивают певчих и регентов, а на деле околпачивают и студентов, и их будущих работодателей, настоятелей и архиереев. Почему? Да очень просто. Потому что невозможно за год стать ни певчим, ни регентом ни за год, ни за два и даже не за три. Музыка — это почти как балет. С детства. Становление происходит медленно, долго, нудно, как и любой труд. Традиции изучаются, впитываются, оттачиваются многолетней, друзья, многолетней практикой! Голос зреет, как хорошее вино, дыхание укрепляется, как укрепляются мышцы спортсмена. И тогда уже можно войти в этот дивный мир, раскопать для себя этот огромный почти нетронутый пласт — профессиональное певческое искусство. Искусство, а не то бездарное ремесло, которое навязывают своим ученикам руководители «курсов». Это в идеале. Это традиции нашей Церкви. Это наша родная духовно-хоровая школа, это Чесноков, Архангельский, Калинников, Кастальский и другие великие мастера. Потрясающий Чесноков! Этот Леонардо да Винчи от русской церковной музыки, этот Исаак Ньютон от неё же! Где сейчас в Москве поют Чеснокова? Дюжина храмов наберется?

О нет. В основном почти везде верещат выпускники курсов и сочувствующие. Правые хоры уничтожены. Антифонное пение — величайшая редкость. Дуэт или трио в воскресный день — норма. Регент, не знающий богослужения — почти норма. Словом, редкая профессия практически уничтожена.

А настоятели что же? Всечестные отцы из экономии или мнимой духовности разгоняют и клеймят профессиональных певцов. Где ваша культура, дорогие батюшки? Где ваши знания традиций, ваша духовность? Вы ведь понимаете, что избавившись от хоров, вы каблуками топчете и саму Церковь? И чисто практический вопрос — уши не вянут от непотребных звуков с клироса?

Больно, друзья…

-2