Цикл «Мой путь в ИТ» продолжает Сергей Шашков. Его путь в ИТ начался практически с пеленок – и если есть люди, которые своими глазами видели динозавров компьютерного мира, то Сережа, несомненно, один из них.
Бонус и Гамовер
Мой папа – инженер-радиолюбитель. Своим хобби он увлекался достаточно серьезно, поэтому рос я в окружении журналов «Радио», микросхем и радиоэлементов, паяльников и канифоли, книжек по программированию, которыми были завалены все полки…
В конце 80-х в доме появился первый компьютер. Отец сам спаял БК по схемам из журнала, а я познакомился с первыми игрушками – Змейкой, Тетрисом и Lode Runner’ом.
В начале 90-х папа спаял первый клон ZX Spectrum 48k. В нем стоял Basic, и с бабинных пленок можно было грузить 8-битные игрушки. Дворовые ребята рубились в Денди, а я играл на компе, с клавиатурой вместо джойстика и монитором вместо телевизора.
Потом отец купил первый IBM PC – 486 DX2. Началась эпоха игр на дисках: на радиорынках продавались сборники Classic Found. Игры со сборников показывали в популярной тогда телепередаче «От винта», и если геймплей игры, которую ты купил на Горбушке, представляли Бонус и Гамовер, это было счастье!
Интернет Северного Бутово
После 9 класса пошел в Московский приборостроительный техникум. Учиться было интересно: например, технический английский нам преподавала дама, которая программировала на первом IBM в СССР, ламповом еще. Параллельно с учебой я работал эникейщиком в Институте социально-экономических проблем народонаселения, а дома занимался шабашками. К тому времени многие в округе знали, что семья Шашковых - компьютерные гении, и к нам домой просто приходили незнакомые люди и спрашивали: «Сможете комп собрать и настроить на нем всё, что необходимо?». В общем, к концу обучения все, о чем рассказывали преподаватели, я уже знал с практической стороны.
Летом после выпускного в техникуме я начитался книжек по сетям и операционной системе Linux. Есть люди, которые сначала назначают себе цену, а потом начинают разбираться, как же выполнить задачи. Я всегда считал наоборот - сначала учишься, набираешься практического опыта, а потом идешь просить за это деньги. Опыт я начал набирать в городском провайдере «Глобалком» - одном из трех первых провайдеров города Климовска, откуда я родом. И стал сотрудником техподдержки. Приходил в офис, брал наряды и шел к неизвестным людям решать их житейские проблемы с интернетом и неполадками на компах. Мне ужасно хотелось сделать жизнь абонентов лучше, не на отдельном чердаке решать проблему, а навести порядок системно, и понемногу стало получаться.
После «Глобалкома» я ушел к конкурентам в «РиалКом». Последние гораздо масштабнее, по сути, региональный провайдер, а не городской, т.к. имели свои линии связи от легендарной «девятки» IX до Серпухова. На моём участке абоненты тоже страдали, но за полтора года мы с напарником очень серьезно подтянули качество и сервис – и у всех всё стало работать! Довольные абоненты из Северного Бутово даже писали благодарности в Подольский центральный офис! Нас с напарником ставили в пример. Свою работу мы делали так хорошо, что проблемных нарядов практически не осталось – вызывали в основном провести телефон, протянуть линию. Свободных времени и денег стало много, но профессионально было скучно, захотелось развиваться дальше – и я устроился сисадмином в маленькую геодезическую компанию.
В офисе у них стоял один сервер на винде, на котором было завязано всё – интернет, сервер печати, сервер лицензий, все на одном компе. Если бы он сломался – работа всей компании остановилась бы полностью! Решил для начала вывести отдельно интернет. Практику с Linux начал с чего-то посложней, и за неделю настроил раздачу интернета в локалку на Gentoo Linux. Когда сервер на винде приказал долго жить – а это все-таки случилось! – на работе офиса это почти не отразилось. За неделю я восстановил все офисные сервисы на свежесобранных Gentoo-серверах из того железа, что валялось в офисе. Купил стойку для компов, патч-панели, закрутил аккуратные косички патч-кордов – всё красиво сделал, я же монтажник! За полгода настроил все возможные офисные сервисы, которые только можно было придумать, и вошел в цикл их постоянного улучшения. В 2007 году из того же офисного хлама собрал файловый сервер на Samba и LVM + Soft Raid с общей емкостью 1,2 террабайта. Повезло найти материнку с четырьмя IDE-каналами, что позволяло подключить аж восемь винтов! Скажу честно - очень сильно заморачивался, но зато все, что я делал, меня потом никогда не беспокоило.
ИТ – издержки или бизнес?
В 2009 году мировой финансовый кризис докатился до геодезической фирмы, и я ушел. Работал то там, то здесь, пока ситуация на рынке не восстановилась. На руках было два предложения дальнейшей карьеры: одно от крупной федеральной торговой сети, другое от небольшого интегратора. В тот момент я понял, что существует два принципиально разных отношения бизнеса к ИТ – ты либо издержки, которые любыми способами сокращают, либо основа бизнеса и источник его дохода. При втором варианте компании делают всё, чтобы быть крутыми, развивать своих сотрудников и идти вперед. И вместо большой торговой сети я пошел работать в маленький семейный интегратор. Ребята были gold- партнерами IBM, разрабатывали ПО и внедряли решения на IBM-продуктах. Получил кучу сертификатов, серьезно прокачал харды и даже дорос до руководящей должности.
А потом мне позвонил Паша Иванов и позвал к себе на прикладное сопровождение. Для меня его предложение стало неожиданностью. Я ведь системщик. Моя задача - сервер в стойку засунуть, настроить операционную систему, воткнуть все это в сетку, установить системные приложения, базы данных, настроить бэкапы, и чтобы этим всем было удобно пользоваться прикладникам. А тут я сам стал прикладником. Сомневался, но все же выбрал новое и интересное. Поработал в банковском секторе, дошел до позиции руководителя отдела интеграции с штатом в 15 человек по всей России. Именно тогда начало формироваться ядро нынешней SKÖLOPENDRA, и с кем-то из ребят мы в компании работаем до сих пор. В SKÖLOPENDRA я пришел уже в качестве PM проекта, сейчас занимаюсь вопросами автоматизации внутренних процессов.
Прим. автора: здесь Сережа поскромничал рассказывать о своем вкладе в развитие компании, и за подробностями мы сходили к Паше Иванову, СЕО SKÖLOPENDRA.
Павел Иванов: В SKÖLOPENDRA Сережа сделал две большие вещи, которые абсолютно конгруэнтны его опыту. По сути, он единственный тащил наш большой комплексный проект от крупного заказчика на всех уровнях: от Project Officer до технических специалистов разных областей, погружался в него с головой и выступал как комплексный управленец. Кругозор и комплексное мышление, основанное на понимании разных проектных ролей, позволяет ему видеть большой продукт целиком и понимать, в какую часть этого проекта нужно нырнуть, чтобы он состоялся. Сережа закрывал вопросы развития продукта, запуска и наладки второй линии поддержки, залезал в отладку железа, выезжал на места для приемки процесса монтажа оборудования, и еще много всего. Второе важное применение его наработанного разностороннего опыта состоялось внутри проектного офиса, управляющего нашим ИТ- производством. В общем, Сережа – крутой комплексный эксперт по продуктовой и проектной деятельности!
Начинай с того, что тяжело
Я был хорошим системным администратором и всегда начинал с изучения самого сложного. Потому что когда ты разобрался в базе, в основе - становится все равно, чем заниматься. Тебе уже настолько все понятно, что нет разницы, какой проект сопровождать или развивать, в каких процессах участвовать.
При этом в нашей профессии невозможно достигнуть логического конца в развитии. Пока ты живой, ты меняешься, меняется мир и технологии вокруг. Делаешь что-то совершенно другое, или одно и то же, но с другой стороны, под другим углом и с новым опытом. Этим и интересна наша сфера. И у меня никогда не возникало сомнения в правильности своего выбора и своего пути.
Иногда задумываюсь, а мог бы я заниматься чем-то другим? И понимаю: нет, я бы не мог.
🔥Про то, как начиналась SKÖLOPENDRA, мы написали ТУТ