75 подписчиков

Заселение русскими бассейна реки Кии

 Одним из малоисследованных вопросов в истории освоения русскими территории Кузбасса остаются вопросы заселения бассейна реки Кии в Причулымье.

Одним из малоисследованных вопросов в истории освоения русскими территории Кузбасса остаются вопросы заселения бассейна реки Кии в Причулымье. Образование русских селений по реке Кия показателен на примере основания старожильческого села Чумай в Чебулинского районе.

В исследовательской литературе и публицистике приводятся различные временные периоды, и даже конкретные даты образования села. Период образования села Чумай варьировался от второй половины ХVII века до 1795г.

Село Чумай территориально расположено на реке Кия, которая является левым притоком Чулыма. Рядом расположены отроги Кузнецкого Алатау, с труднопроходимой тайгой, что было малопривлекательно для занятия земледелием. Население в Причулымье в ХVII-ХVIIIвв. росло замедленными темпами.

Территория по реке Кия была известна с ХVII века как Кийские волости. Также, в русских документах начала ХVII века Кийские волости назывались «порубежными волостями» или «киргизским рубежем», граничившими с «киргизской землей». Власть Российского государства на них в полной мере не распространялась. Так, в Ясачной книге Томского уезда за 1628г. отдельно от «чулымских» указаны «киргисские земли», в составе которых была «кийская волость». В официальных документах ХVII века за Кийскими волостями также закрепилось название Курчикова волость или Курчиков улус, по имени правившего этой волостью в начале ХVII века князца Курчея. Курчикова волость отмечена на картах С. Ремезова, относящихся к 1699-1701гг. На карте изображены татарские юрты, что говорит о преимущественно инородческом населении волости, а также указывает на отсутствие каких-либо русских поселений. Население этих волостей были данниками (кыштымами) енисейских киргизов, составлявших тогда достаточно сильное этнополитическое объединение. Отношения русской администрации с «енисейскими киргизами» были в течении всего ХVII века враждебными. Киргизы неоднократно осуществляли набеги и доходили до самого Томска. Учитывая враждебность киргизов, русские поселения в Кийской волости на протяжении ХVII века почти не основывались.

Несмотря на это, русские служилые люди постепенно осваивают эти земли, прежде всего, потому что по реке Кие проходил путь на Енисей. Так, в 1641г. для строительства Ачинского острога по Кие следовал отряд Тухачевского. Отряд даже некоторое время стоял станом на Кие.

Следующий этап в освоении Кийской земли русскими связан с образованием Каштакского острога при сереброплавильном руднике в 1697г. Однако, уже в 1698г. киргизы повоевали русские деревни в Кийской волости. Острог просуществовал до 1703г. и после этого был оставлен русскими.

Сложно сказать, кто населял территорию Кийской волости в этническом плане. Принято называть автохтонное население бассейна реки Кия общим названием «чулымские татары». Принято считать, что под этим названием объединены несколько различных этнических групп. По мнению В.Я. Бутанаева, на реке Кие проживали представители сеоков (родов) «аргын» и «халмах», входивших в состав одной из этнических групп хакасов-кызыльцев. Вполне возможно в составе тюркоязычных кызыльцев вошли самодийские группы кетов и селькупов, а также телеутов. По одной из версий название «халмах» или «калмах» указывает на монгольский этнический компонент. Так, например, этноним «калмык» имеет родственную основу. По реке Кие и ее притокам проживали курчиковский, шуйский, аргунский роды кызыльцев.

В 1703г. воинственные киргизы ушли на территорию Джунгарского царства, что позволило русским начать более активное продвижение в Кийские волости. После подписания в 1727г. пограничного трактата между Россией и Китаем, российское правительство стало заниматься прокладыванием дорог. Образование русских поселений в Причулымье в этот период, связано, прежде всего, с обустройством московско – сибирского тракта. В 30-х гг. ХVIII века образовался томско-красноярский участок тракта. На нем стали заводиться редкие почтовые станции, обслуживавшиеся местными татарами. Вдоль тракта стали образовываться русские селения. Заселение притрактовой полосы происходило не только добровольно, хоть в этом случае государство и гарантировало ряд льгот. Практиковалось также водворение ссыльных и поселение семей ямщиков. Тем не менее, переселения на тракт были в это время незначительными.

Параллельно с проникновением русских в бассейн реки Кии, началась активная миссионерская деятельность церкви. Это мероприятие связано с именем митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского. По его поручению с 1716 по 1719 гг. архимандрит Томского Алексеевского монастыря Порфирий обратил в православную веру всех инородцев-язычников по реке Кия. К этому же времени относиться и строительство Никольского погоста на месте будущего села Кийского, через который пролегла дорога на Красноярск.

Русские поселения образовывались на территории традиционного проживания чулымцев. Отношения между русскими и инородцами были неоднозначные. Представляет интерес сообщение немецкого исследователя И.Г. Георги, участвовавшего в экспедициях П.С. Палласа и И.П. Фалька в конце ХVIII века. Он писал о том, что основанные в прежние времена русские деревни среди чулымских татар, в 1730г. из-за многочисленных жалоб инородцев были «оттуда переведены». Однако, вскоре, как пишет И.Г. Георги, татары «почувствовали от сего столь великой в благосостоянии своем ущерб», что стали просить о заведении между ними русских деревень», которые и стали строиться. С принятием христианства, инородцы перенимали образ жизни и опыт хозяйственной деятельности русских крестьян. Они переходят на оседлый образ жизни, появляются инородческие или «ясашные» селения.

В 1740 году историк и исследователь Сибири Г.Ф. Миллер совершил путешествие из Красноярска в Томск. Его путь пролегал по Кийским волостям. Проезжая по этой территории, Миллер в своих путевых записях фиксирует лишь почтовые станции, которые держат местные татары. Русских поселений, кроме Никольского погоста с тремя русскими домами и шестью татарскими юртами, Миллер не наблюдает.

В 60-х годах XVIII века правительство обратило особое внимание на московско-сибирский тракт, особенно на приведение в надлежащее состояние почтового дела. С этого времени начинается активное заселение по инициативе государства земель по реке Кия. Определенную роль в заселении Кийских земель сыграло предложение губернатора Ф.И. Соймонова о закрытии водного пути в Восточную Сибирь по реке Кеть и переносе его на реку Чулым.

В начале 70-х годов XVIII века по московско-сибирскому тракту следовал немецкий ученый-энциклопедист П. С. Паллас. Проезжая по тракту, он зафиксировал в Кийских землях деревню Коллион (Колыон), состоящую из 20 дворов и населенную одними только «поселянцами», «новопоселенную» деревню Песчаную, деревню при речке Берикуль. В своих наблюдениях, он также упоминает на берегу реки Ки (Кии) русскую деревушку, однако отмечает, что в «сей стране стоят и многие татарские юрты». По данным П.С. Палласа, дорога здесь была проложена 10 лет назад, «с того времени, как чулымские татары освободились от погонщицкой службы». П.С. Паллас отмечает, что «дорога там…наисквернейшая». В 70-х гг. XVIII века вдоль тракта от Томска до Красноярска существовало всего 22 населенных пункта.

В связи с тем, что тракт в районе реки Кии был обустроен плохо, правительство решило заняться заселением этих мест в первую очередь. В 80-х гг. XVIII века в Кийской волости возникает еще ряд населенных пунктов. Согласно Списка населенных мест Колыванской области за 1782г., в Томском уезде, в бассейне реки Кия указаны деревни: Пещанская на речке Пещанке, Колыонская на речке Колыон, Почитанская на речке Почитанке, Беркунская (Берикульская), Подъельничная на речке Антибесе, Антибесская на речке Антибесе, Чебулинская на речке Чебуле. Село Кийское и деревня Каштацкая по вышеуказанному списку числились приписными к заводам Томского ведомства. Необходимо отметить, что в списке отсутствует населенный пункт с названием Чумай. В этой связи, можно с уверенностью сказать, что в этот период времени такого населенного пункта не существовало.

В 1791г. во время следования в ссылку в Сибирь Кийские волости посетил А.Н. Радищев. В отличие от П.С. Палласа, А.Н., Радищев в своих путевых заметках писал, что «от Кии до Ачинска места прекраснейшие, поляны, дубровы, для хлебопашества и скотоводства удобные». В 1797 году, А.Н. Радищев, возвращаясь через эти же места, записал, что «некоторые (крестьяне-прим. автора) около Ачинска и кийские, гоняют почту», а «в Итати и далее почту держат тобольские ямщики». А.Н. Радищев отмечал, что «по Кие» есть старожильческие селения, а также много «посельщиков». В это время процесс заселения Кии продолжался. В очерках А.Н. Радищева указано, что в район деревни Подъельничной переселилось «80 душ из окрестностей Екатеринбурга, которые были приписаны к Демидовым заводам».

В 1797г. крестьяне Колыонской, Кийской и Боготольской волостей были освобождены от приписки к заводам, что сделало эти территории более открытыми для заселения.

Анализ метрических книг прихода Никольской церкви села Кийского за 1801-1804гг. показывает, что на территории Кийской волости Красноярской округи числились следующие русские деревни: Корюкова, Суслова, Тяжинская, Итатская, Баинская (Баимская), Малокосульская, Интибесская, Покровская, Верх-Чебылинская, Подъелнишная, Чибулинская, Усть-Сертинская, деревня Калматская, Колбинская. Ясашная деревня Шестакова, по данным метрических книг Кийской Никольской церкви числилась в Назаровской волости, а известные с 70-х гг. ХVIII века старожильческие русские деревни Тюменева, село Колыон, Пещанская (Песчаная) и Берикульская в 1803г., располагались в Томской округе. Ясашная Курчикова волость также находилась в Красноярской округе.

Таким образом, указанная выше в «Списке населенных мест Сибирского края» дата образования села Чумай является не верной. До начала ХIХ века русского селения Чумай на реке Кия не существовало.

Пролить свет на проблему образования села позволяют сохранившиеся в памяти современных потомков старожилов-чумайцев легенды о приходе их предков в Чумай. Так, например, в семье чумайцев Лазаревых живет предание о том, что их предок был крепостным, проживал на Северном Кавказе, откуда бежал в Сибирь с женой-черкешенкой. В роду Матрениных передавалось предание о том, что их предки были выходцы из Тамбовской губернии, в семье Стародубовых из с. Усть-Серты сохранилась память о переселении из Курской губернии.

Научный интерес вызывают, записанные в 1970 году журналистом и краеведом В.А. Новокшеновым, воспоминания представителя чумайской старожильческой фамилии Ф.Г. Ачкасова. В своих мемуарах Ф.Г. Ачкасов приводит данные о том, что в Сибирь Ачкасовы переселились с Кавказа, где они проживали в селе Михайловка. Михайловка, по сведениям Ф.Г. Ачкасова, была заселена «пришлыми из Европы». По-видимому, он имел ввиду Европейскую Россию. Среди причин переселения в Сибирь, Ф.Г. Ачкасов называет жестокие набеги горцев, разорявшие их селения. Кроме этого, Ф.Г. Ачкасов называет фамилии переселенцев, которые вместе с предками Ачкасовых прибыли с Кавказа в Сибирь. Это Лазаревы, Пересыпкины, Щетинины и Матренины.

По информации Ф.Г Ачкасова, земли, отведенные властями переселенцам с Кавказа, были населены местными инородцами-ясашными. «Ясашным» было предложено переселиться на правый берег реки Кии. При этом, как пишет Ф.Г. Ачкасов, «ясашные» могли остаться проживать вместе с переселенцами, но в этом случае на них распространялся закон о воинской обязанности. В таком случае инородцы из «ясашных» переходили в сословие государственных крестьян, облагались подушной податью и несли рекрутскую повинность.

Первое упоминание о деревне Чумайской (Чаманской) зафиксировано в документах церковного учета Кийской церкви в январе 1809г. Выходцы из Кавказской губернии получили полуофициальное наименование «кавказские переселенцы». Согласно записей в метрических книгах Никольской церкви за 1809-1811гг., в Чумае числилось более 20 семей «кавказских переселенцев». Это семьи Ачкасовых, Булгаковых, Волобоевых, Голоктионовых, Долговых, Заруцких, Золотаревых, Конаныхиных, Луневых, Лазаревых, Матрениных, Малаховых, Митиных, Назиных, Пересыпкиных, Пожидаевых, Павловых, Смоляниновых, Севостьяновых, Стародубовых, Скобелкиных, Тулиных, Хорошиловых, Черниковых, Щетининых. Наряду с ними в деревне Чумайской, в это время проживало не более 5-7 семей «ясашных» (Качкины, Кукарцовы, Колмогоровы и др.) и около 5 семей, записанных крестьянами (Булатов, Макарьев и др.). Таким образом, можно уверенно сказать, что Чумай был основан переселенцами с Кавказа. Необходимо отметить, что «кавказские переселенцы» не только основали ряд селений Кийской волости (Чумай, Дмитриевка), но и заселились в уже существующие окрестные деревни (Верхняя Чебула, Шестаково, Усть-Серта и др.), существенно увеличив их население. После переселения в Томскую губернию, ряд семей «кавказских переселенцев» по различным причинам переселились из мест первоначальной приписки в соседние села. Так, числившиеся в 1809г. в Чумае Заруцкие, Севостьяновы, Назины, позднее обосновались в Дмитриевке и Усть-Серте.

Отведенное «кавказским переселенцам» для заселения место, получило название деревня Чумайская или Чамайская. В исследовательской литературе и краеведческих публикациях с 60-х гг. ХХ века закрепилось мнение о том, что этимология топонима Чумай связана со словом чум. Впервые этот тезис обосновал чумайский краевед Н.Д. Барабаш. Ссылаясь на предания, бытовавшие среди чумайцев, Н.Д. Барабаш писал, что, когда в эти места пришли русские, здесь стоял всего один чум, отсюда и пошло название. Можно предположить, что народное объяснение происхождения названия села от слова «чум» имеет под собой некоторую историческую основу. Действительно, когда территория Чумая заселялась «кавказскими переселенцами», там вероятно стояли инородческие чумы, что и зафиксировалось в памяти потомков первопоселенцев.

Между тем, такое объяснение происхождения топонима Чумай вызывает критику. Этимология слова «чум» связана с заимствованием из коми-зырянских языков: t ́śоm, чом, обозначавшее чум, палатка, шалаш, переносную палатку на жердях, покрываемую летом берестой, а зимой — оленьими шкурами. Как известно, коми-зыряне, относящиеся к финно-угорской языковой группе в районе бассейна реки Кии не проживали.

На наш взгляд, название деревни Чумай было дано по одноименному гидрониму. Еще в 1740 году Герхард Миллер в своих очерках упоминает реку Чамай впадающую в реку Кия. Шабалин В.М. связывает название реки Чумай с заимствованием из южносамодийского ЧУ - "река" и кетского МАЙ - "кедр", "кедровый", что означает «кедровая река». Возможно, также этимология гидронима Чумай восходит к тюркским языкам. У тюркоязычных народов: ногайцев, казахов, карачаевцев и азербайджанцев распространено личное мужское имя Чумай.

Анализ топонимов показывает, что в отличие от других территорий Томской губернии, где названия населенных пунктов давались по фамилиям первопоселенцев, в Кийской волости преобладают названия русских селений, полученные от гидронимов. Так, села Кийское, Чебула, Усть-Серта, Тисуль и другие связаны с названиями рек. Даже заселенная «кавказскими переселенцами» деревня Дмитриевская имела второе название Собакино, по имени одноименной реки.

Происхождение топонимов в бассейне реки Кия косвенно свидетельствует о характере колонизации данного района. Участки земли для образования поселений здесь отводились властями, в отличие от самовольно-заимочной формы. В первом случае, как правило, названия сел определялись с привязкой к местности, а во-втором, по имени первопоселенцев.

Согласно воспоминаниям Ф.Г. Ачкасова, Чумай был заселен выходцами с Кавказа в 1805г. Однако, первые документальные сведения о деревне Чумайской относятся к началу 1809г. Можно предположить, что переселенцы долго добирались до места приписки, возможно, они останавливались на зимовки.

Правительственная колонизация Сибири до конца ХVIII века носила преимущественно принудительный характер. Только в 1799г. вышел Указ «О населении Сибирского края к границам китайским», предполагавший заселение Забайкалья. Переселенцам предполагалось отводить земли по 30 десятин на душу. Указ 1799г. породил массу слухов о свободных плодородных землях в Сибири. Эти слухи дошли и до русского населения Северного Кавказа. Крестьяне ряда казенных селений стали подавать прошения на переселение в Сибирь. Так, в 1803г. правительство разрешило переселение 117 семьям казенных крестьян в Иркутскую губернию. Чтобы переселенцы не стесняли себя в пропитании по дороге к месту поселения, правительство рекомендовало отправляться небольшими партиями. В 1805г. в Кавказской губернии снова появились желающие к переселению в Сибирские губернии. 20 июля 1805г. граф Кочубей писал генерал-губернатору князю П.Д. Цицианову: «ныне вновь начали являться охотники и уже принесены просьбы от 1055 душ разных званий», при этом граф сетовал, «что земли, могущие приносить плоды богатства земледелием, скотоводством и садоводством, остаются без совершенного их заселения и без всякой общей пользы и от подобных переселений казенных крестьян по одним их прихотям приходят в вящее опустошение». В своем письме к гражданскому губернатору фон Гильденшольду, 20 июля 1805г., граф Кочубей писал, что 165 семейств однодворцев пожелали переселиться в Томскую губернию. По личному распоряжению царя Александра I, разрешение на переселение в Томскую губернию было получено. В конце ХIХ века князь Н.А. Костров писал, что «при императоре Александре I в первые годы его царствования, переселено в Сибирь на счет казны 930 семей с Кавказа, из которых 165 семей остались в Томской губернии». Таким образом, по сведениям Н.А. Кострова известно, что все 165 семей благополучно прибыли в Томскую губернию. В 1806г. издано «Положение для поселений в Сибири», согласно которого разрешалось добровольное переселение казенных крестьян, испытывающих недостаток в земельном довольствии, для поселения на пустопорожних землях в Томской губернии. При этом крестьяне должны были обеспечиваться казной денежным пособием и пятилетней льготой от всех податей и повинностей, кроме рекрутской. Благодаря «Положению» переселения крестьян из Кавказской в Томскую губернию продолжились.

По всей видимости, большая часть «кавказских переселенцев» выехали в 1805г. в числе 165 семейств однодворцев. Первые переселенцы прибыли к месту поселения, с учетом времени на зимовку, скорее всего в конце 1806, а то и в 1807г. В метрических книгах Кийской церкви за 1811г., чумайцы именовавшиеся в 1809г. «кавказскими переселенцами», были записаны уже крестьянами. Переселения с Кавказа в Томскую губернию продолжались и позднее, но уже не носили массовый характер. Наконец, в 1812г., в связи с началом Отечественной войны действие Положения 1806 г. было приостановлено и переселения с Кавказа стали невозможными.

Практически все «кавказские переселенцы» обосновавшиеся в Кийской волости принадлежали к сословию однодворцев. В метрических книгах прихода церкви села Кийского некоторые «кавказские переселенцы» прямо записаны однодворцами. На Северный Кавказ однодворцы переселились в конце ХVIII века. 22 декабря 1782 году указом Екатерины II было разрешено заселение Кавказского края гражданским населением, а в 1784 году это право было распространено на однодворцев. Основу переселенцев на Кавказ составили однодворцы из Курской, Тамбовской, Белгородской и Воронежской губерний. Однако, в диких необжитых местах однодворческие селения на Кавказе стали объектом частых нападений закубанцев, в связи с чем часть переселенцев стали возвращаться на места прежнего проживания, либо искать лучшей доли в Сибири. Почти половина чумайских «кавказских переселенцев» проживали на Кавказе в селении Пелагиада. Это семьи Волобоевых, Долговых, Золотаревых, Лазаревых, Матрениных, Малаховых, Митиных, Севостьяновых, Хорошиловых, Щетининых. Также, недалеко от Пелагиады находилось однодворческое селение Михайловка. С большой долей уверенности можно сказать, что именно это село зафиксировано в воспоминаниях Ф.Г. Ачкасова, как место проживания их предков. Осенью 1785г. селения Пелагиада и Михайловское были разгромлены прорвавшимися на линию горцами. Многие погибли или были угнаны в плен.

Подводя итоги, можно сказать, что село Чумай было основано в период времени между 1806 и 1808гг. Основан Чумай, не ссыльными и беглыми, как ранее предполагалось, а добровольными переселенцами-однодворцами Кавказской губернии. Территория для основания села была отведена им властями на казенных землях. На месте будущего села Чумай проживали ясашные чулымские татары.

По материалам статьи О.Ю. Кузьмина Заселение русскими бассейна реки Кии (на примере основания села Чумай Чебулинского района Кемеровской области)//Вестник Кемеровского государственного университета, 2020. Т. 22 №1

©Кузьмин О.Ю., 2020.

Данная статья является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование без указания ссылки на автора и источник.

«Копирование без указания источника запрещено», «All Rights Reserved», «Все права защищены».