Первый Москвич-400-420 был выпущен 4 декабря 1946 года и отличался от Опеля Кадет усиленным генератором (100 Вт), регулировочными данными и меньшей максимальной скоростью. Машина выпускалась на производственной линии Рюссельхайма, вывезенной СССР из побежденной Германии в 1945 году. Москвичи 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова – четырехдверный седан – обозначалась индексом «420». Внешнее сходство «Москвича» и «Опеля» было почти полным. Но чтобы запустить в производство «Москвича» конструкторам и технологам завода пришлось переработать весь автомобиль, потому что весь крепеж, вся арматура была дюймовой (Опель тогда принадлежал американской GM). Нужно было в кратчайшие сроки заменить все на отечественные аналоги в метрической системе. Одновременно с этим в конструкцию вносились изменения. Когда машина была полностью готова к производству, по предложению заместителя главного конструктора Дыбова она получила название
В период 1949-1952 годов завод выпускал Москвичи-400-420А с кузовом седан и кабриолет. У кабриолета брезентовая крыша могла скатываться. С целью усиления кузова, ослабленного после удаления крыши, были внесены следующие изменения: брусьям верхнего обвода дверей придали замкнутое сечение, ввели диагональные раскосы в нижней части пола, а также усилители в верхней части передней стойки и ряде других мест. Но из-за недолговечности тента, который очень быстро перетирался в местах сгибов и в дождь вода попадала в салон, модель была не очень распространена и вскоре была снята с производства, хотя выпуск седана еще продолжался. В отличие от 420-го кузова, автомобилей с кузовами модели 420А практически не сохранилось. Причиной тому – ослабленная конструкция машины и ее малый тираж (всего выпущено 17 742 экземпляра).
В 1951 году была выпущена партия автомобилей Москвич 400-420Б специально для нужд людей с ограничеными возможностями. По сути это тот же самый автомобиль, что и базовый Москвич 400-420, только с ручным управлением для инвалидов.
Автомобили Москвич-400-420М являлись медицинскими версиями базового автомобиля Москвич-400-420. Машина использовалась для перевозки медицинского персонала, обслуживания больных на дому. Такие автомобили окрашивались в темно-синий цвет, на лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста. Салон был обит специальным материалом — текстовинитом, позволяющим легко мыть и проводить дезинфекцию.
С 1948 по 1950 год завод намеревался выпускать автомобиль Москвич 400-421 с пятидверным кузовом типа «универсал», с использованием деревянных комплектующих. В 1949 году было построено несколько опытных образцов, но в серию машина не пошла.
В 1949 году был выпущен заводом фургон Москвич 400-422 грузоподъемностью 200 кг изготавливался из металла и деревянных брусьев, и выпускался в период с 1948 по 1956 годы. Использовался автомобиль в основном для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов. Фургоны, имевшие несущий пол, обильно нагруженный деревом, были рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Изношенные машины передавали в автошколы, где учащиеся знакомились по ним с устройством автомобиля.
С 1954 года начат выпуск автомобиля Москвич-401, который в чистом виде, не считая задних дверей, был копией Опель Кадет К38 1938 года выпуска. Выпускались эти автомобили на оборудовании вывезенном из побежденной Германии. С 1955 года завод начал устанавливать двигатель от модели Москвич-402. Снят Москвич-401 с производства в 1956 году. Технические характеристики: Число мест – 4, Габариты: Д – 3855 мм, Ш – 1400 мм, В – 1545 мм База – 2340 мм Клиренс – 190 мм Колесная формула – 4х2; Снаряженная масса – 885 кг Двигатель карбюраторный R4/4 Рабочий объем – 1074 см³ Мощность – 26 л.с. при 4000 об./мин. Разгон 0-100 км/ч – 33 с Максимальная скорость – 90 км/ч
В 1956 году был выпущен первый экземпляр Москвич-402. Серийная машина в кузове седан стала именоваться только одним индексом, что означало только двигатель, а индекс кузова прекратили вписывать. А вот на модификациях (универсал, полноприводный седан, полноприводный универсал) Москвича-402 наоборот писали индекс кузова, а мотора не вписывали. Салон Москвича-402 был гораздо просторней и комфортабельней, чем у предыдущих моделей, в нем вполне могли разместиться пять человек. Передние сиденья регулировались, их спинки можно было откинуть назад. На новую модель устанавливались панорамные цельные ветровое и заднее стекло. Автомобиль Москвича-402 имел рычажно-пружинную переднюю подвеску с телескопическими амортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости, тормозные механизмы барабанного типа с плавающими (самоустанавливающимися) колодками. В стандартную комплектацию машины входили радиоприемник, отопительная система, обогрев ветрового стекла, а также автоматически выключающиеся при возврате рулевого колеса в исходное положение повороты. Электрооборудование было заменено на 12-вольтовое. Главным недостатком 402-й модели можно считать доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший, нижнеклапанный двигатель объемом 1220 см³, развивавшим мощность 35 л. с. при 4200 об/мин. Максимальная скорость автомобиля составляла 110 км/ч. На 100 км путь расходовалось 9 л бензина. Серийное производство Москвича-402 было свернуто в 1958 году в связи с освоением новой модели с усовершенствованным двигателем – Москвич-407. Серийных Москвичей–402 с кузовом «седан» в разных модификациях – такси, для медицинской службы, с ручным управлением – было изготовлено за весь выпуск 87658.
Автомобиль Москвич-403 представлял собой переходную модель от Москвича–407 к Москвичу–408 и выпускался с 1963 по 1965 год параллельно с ними. Автомобиль комплектовался кузовом и двигателем от Москвича–407, а передняя подвеска, рулевой механизм, тормоза от перспективного Москвич–408. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, а сцепление получило гидропривод. Автомобиль Москвич-403 получил стеклоомыватель и руль новой формы, впоследствии устанавливался на модели 408, 412 и их модификации, а так же на ижевские машины. Единственное внешнее различие между моделями Москвич-403 и Москвич–407 заключалось в задних фонарях в хромированном корпусе. До июня 1965 года МЗМА выпустил 105723 седанов разных модификаций. Также выпускалась модификация
В 1949 году была построена небольшая партия автомобилей Москвич 403Э-424Э, которые имели новые навесные панели кузова и капот аллигаторного типа, но основной каркас и шасси остались без изменений. Чтобы внедрить новый кузов (424) в производство, необходимы были новые штампы, которые МЗМА самостоятельно изготовить не мог. Денег на приобретение штампов выделено не было и облагороженный Москвич в серию не пошел. Уцелевший автомобиль из этой партии на сегодняшний день выставлен в Рижском автомобильном музее. В 1951 году на МЗМА на базе экспериментальной модели Москвич 403Э-424Э были построены два опытных образца спортивного автомобиля с кузовом «купе». На автомобиле для разных соревнований использовался либо опытный двигатель модели 403, либо форсированный модели «400», у которого головка и впускной коллектор были отлиты из алюминия, а фазы газораспределения изменены. Двигатель имел масляный радиатор, впускные клапаны увеличенного диаметра.
В 1954 году появился Москвич-404 спорт, который был специально разработан для гонок. Кроме двигателя все агрегаты были от Москвича-400, а приставка
Модернизированный автомобиль Москвич-402 превратился в Москвич-407, который начал выпускаться с 1958 года по 1963 год. Новый двигатель модели 407 получил новую алюминиевую головку цилиндров с верхними клапанами. При рабочем объеме 1360 куб. см двигатель развивал мощность 45 л.с. C 1959 года автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м году – гипоидный задний мост. Несколько лет подряд более половины выпуска Москвичей-407 уходили на экспорт. Причем, «Москвич» пользовался спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция. Именно ради наращивания экспортной программы Москвича-407 с конвейера были сняты полноприводные модели Москвич-410Н и Москвич-411. Модели 402 и 407 внешне различались очень незначительно. На Москвич-407 заводская команда участвовала в ралли «Тысяча озер» в Финляндии и ралли «Акрополис» в Греции.
Производство автомобиля Москвич-408 было начато осенью 1964 года, хотя проект разработки начался в 1959 году, и машина выглядела очень современно и элегантно. Среди технических новшеств автомобиля Москвича-408 следует отметить автоматическую регулировку зазора тормозных колодок. Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13
Автомобиль Москвич-410 был создан на базе модели 402-й и был автомобилем повышенной проходимости — имел два ведущих моста и зависимою подвеску всех колес на продольных рессорах. В отличие от базовой модели автомобиль Москвич-410 получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ-М20В, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей, двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением и гидравлические амортизаторы рычажного типа. Шины ставились на модель увеличенной размерности 6,40—15
На основе автомобиля Москвич-410Н выпускался универсал Москвич-411, с кузовом от модели Москвич-423Н. Всего было выпущено 1515 экземпляров данной модели. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х годов из-за недостатка у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы.
Главным отличием автомобиля Москвича-412 был двигатель УЗАМ-412, созданный на основе двигателя BMW-M10 образца 1961 года и заметно отличался от большинства тогдашних автомобильных двигателей. Главная особенность двигателя — это наклоненный вправо по ходу движения блок цилиндров на 10°, что позволило сделать двигатель более компактным. Двигатель был оснащен алюминиевым блоком цилиндров, алюминиевой головкой цилиндров, алюминиевый масляный картер, крышка головки, впускной коллектор и другие детали. Камера сгорания имела полусферическую форму, поскольку именно такая форма обеспечивала наилучшие условия сгорания воздушно-топливной смеси. Блок цилиндров был выполнен со стальными сменными гильзами, которые позволяли капитально ремонтировать двигатель, а не менять его целиком. При рабочем объеме в 1480 см³, двигатель УЗАМ-412 развивал мощность в 75 л.с. В декабре 1969 года автомобиль Москвич-412 уступил свое место на конвейере модифицированному Москвич-412ИЭ. Выпускались экспортная модификация Москвич-412Э, Москвич-412Ю, предназначенный для районов с жарким климатом, медицинская модификация Москвич-412М, модификация для стран с правосторонним движением Москвич-412П, автомобиль для службы такси Москвич-412Т и Москвич-412И (для рынка Швеции с повышенной пассивной безопасностью). Все эти модификации после модернизации декабря 1969 года получили дополнительный буквенный индекс
В 1958 году руководство автопрома решает начать производство малолитражного автомобиля повышенной проходимости. Такая задача решалась впервые и была сделана принципиально новая конструкция автомобиля. Конструкция кузова стала иной — он стал двухдверным и более коротким, использовалась очень жесткая лонжеронная рама. Мосты и подвеска остались те же Москвич-410. Новая модель проектировалась в двух вариантах — с мягким брезентовым верхом (Москвич-415) и с жестким металлическим (Москвич-416).Но в силу разных обстоятельств идея малолитражного внедорожника постепенно умерла. на свет. Появление малолитражного внедорожника было отложено на 17 лет, до создания на ВАЗ
На базе Москвича-402 в 1957-1958 годах выпускался первый в стране пятидверный универсал Москвич-423. В его конструкции использовались те же дизайнерские решения. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473мм и шириной 1220мм. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5мм шире, чем у базовой модели. Задняя пятая дверь открывалась налево.
Автомобиль Москвич-403 представлял собой переходную модель от Москвича–407 к Москвичу–408 и выпускался с 1963 по 1965 год параллельно с ними. А с 1963 по 1967 год выпускался автомобиль Москвич-424, с типом кузова — универсал. Модель копировала Москвич-403. Окончен выпуск универсалов Москвич-424 в 1967 году. Техническая характеристика: длина – 4055мм, ширина – 1540мм, высота – 1600мм, база – 2370мм; Двигатель: карбюраторный R4/4 объем — 1358 см³ мощность — 45л.с. при 4500 об/мин; максимальная скорость – 105 км/ч; число передач – 4; размер шин – 5.60 – 15
В 1967 году был выпущен универсал Москвич-426 на базе Москвич-408. На автомобилях до 1972 года багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Впоследствии задняя дверь стала «одинарной» и откидывалась только вверх.