Найти в Дзене
МИФЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Бесполезность средневековых церквей — миф?

Оглавление

В нашем понимании церковь является элементом того времени, что тормозило развитие человечества. Отрицание науки, тотальный контроль светской жизни и постоянное стремление обагрить кровью еретиков и язычников меч, направленный исключительно на корыстные цели священников и самого папы римского. Но реальность сильно разнится с нашим представление.

Церковь тормозила науку

Популярный миф, который пора бы уже развеять. Дело в том, что именно Церковь играла важнейшую роль в развитии науки средневековья. Первые университеты возникли уже в XII веке в Болоньи, а также не следует забывать про Оксфорд, Кембридж, университеты Саламанки и Коимбры, Пражский и Краковский университеты. Церковь наоборот поощряла достижения в научных сферах, если это не противоречило христианским догмам. При монастырях были огромные библиотеки трудов философов, учёных и различных деятелей. А помните про латынь, которая считалась официальным языком богослужения и преподавалась в церковных школах как обязательный язык? Так вот, латынь давала возможность беспрепятственного общения между учёными. Но помимо европейских ученых контакты поддерживались, несмотря на ненависть, и с мусульманами.

-2

Про античность в Средневековье не забывали, изучая наследия авторов древнего мира(к примеру, того же Аристотеля). Сами посудите, если бы церковники гнались за учёными и всячески тормозили развитие, то под удар бы точно попали работы античных учёных, вследствие чего до нас бы дошло намного меньше результатов их открытий. Потому именно христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации.

Как утверждает современный британский историк Е. Грант: «Множество узких проблем, возникших перед учёными XVI-XVII веков и нашедших своё решение, относятся к духовным завоеваниям средневековья. Не будь их, не будь продолжительной традиции натурфилософии в средневековых университетах XVII века, не о чем было бы теперь дискутировать. А без поддержки теологов и Церкви университеты не могли бы включить в свои образовательные программы точных наук, логики и философии природы, что позволило Западной Европе долго и непрерывно взращивать научную мысль и проблематику».

Церкви не давали достойного образования

Отнюдь. Именно среди священников было огромное количество весьма образованных людей. Церковь способствовало строительству школ, отчего все школы были именно в её распоряжении. Церковь составляла программу обучения.

Содержание образовательных программ предусматривала именно светские знания, необходимые полемисту и проповеднику: знания языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, которые, в понимании церкви, способствовали углубленному понимании религии. Август Блаженный рекомендовал и вовсе произведения последователей Платона как наиболее полно отражающих христианство.

-3

Школы готовили как служителей культа (внутренняя школа) и обучали простых мирян (внешняя школа). Естественно, был прототип современных «начальных» и «старших» классов: малые школы(элементарное образование, обучающая мальчиков 7-10 лет) и большие школы(повышенное образование). Однако, к большому сожалению, в связи со специфичностью времени учились только мальчики и юношей.

Исходя из выше сказанного можно понять, что Церковь ни в коем случае не пресекала научную деятельность, а наоборот – поощряла и продвигала. Опять же, большинство врачей были церковнослужителями. Мы обязаны Средневековью за возникновение большого количества университетов, что ныне дают по статистике лучшее образование во всём мире.