В предыдущей статье я дала описание застенчивого ребенка и перечислила причины возникновения стеснительности у дошкольника. Кто пропустил, читайте здесь:
Сегодня речь пойдет о том, как взрослым выстроить коммуникацию с застенчивым малышом.
✅ При общении с ребенком смотрите ему в глаза, используйте теплые интонации, говорите тихо и мягко, так он чувствует себя в безопасности. Громкие звуки и резкость в движениях пугают застенчивых детей.
✅ Начинать следует с самого трудного – с принятия ребенка таким, какой он есть. Любить, защищать, заботиться о нем, поддерживать в любых начинаниях, быть терпеливым и последовательным.
✅ Избегайте слов «стеснительный», «застенчивый», «робкий» в адрес малыша. «Какой ты у меня стеснительный! В кого только?». Замените слово «застенчивость» на осторожность, осмотрительность, обдуманность.
🚩 Ребенок не должен знать, что он стеснительный!
✅ Подчеркивайте сильные стороны его характера: уравновешенность, исполнительность, доброту, внимательность, аккуратность, чувство юмора. Что из этого относится к вашему малышу?
Обычно в ходе индивидуальных консультаций я прошу мам назвать качества ребенка, которые являются достоинствами, что им нравится больше всего в сыне или дочери. Удивительно, но это вызывает трудности у половины родителей. В голову приходит 2-3 характеристики, а дальше требуется усилие.
Моя задача, как педагога-психолога, в таких ситуациях заключается в перефокусировании внимания с застенчивости (как недостатка) на позитивные качества ребенка.
Проведите эксперимент: возьмите лист бумаги, разделите на две половины. В одной столбиком напишите слабые стороны ребенка, а в другой - сильные качества личности малыша. Каких качеств больше?
Чтобы принять ребенка таким, какой он есть, надо научиться видеть в нем достоинства и акцентировать внимание малыша на том, что у него получается особенно хорошо. Только так вы сможете не показывать ему свое недовольство и раздражение в тех ситуациях, когда дошкольник не проявляет общительности или решительности, и сформировать уверенность ребенка в себе.
✅ Сейчас скажу банальную вещь: хвалите малыша. Вроде бы все просто, а на самом деле…
В ходе беседы с родителями прошу их выполнить следующее упражнение: представьте себе, что я ваш ребенок, похвалите меня.
«Какой ты у меня молодец! Умница!» - это абстрактная похвала.
Упрощаю ситуацию: показываю детский рисунок и прошу представить, что этот рисунок нарисовала я. Похвалите меня.
«Какой красивый у тебя получился рисунок! Здорово! Мне нравится!» - самый распространенный ответ.
Ребенку требуется ваша заинтересованность .
«Ты сам это придумал? А как это работает? А почему у машины черный ковш? Куда она едет? Как называются цветы, посаженные на клумбу? А что у девочки в сумке?».
Дошкольник с удовольствием объяснит вам, почему он выбрал именно такой цвет для трактора или поделится историей о том, куда идет девочка с огромной игрушкой в руках.
Похвала должна быть для дошкольника и младшего школьника конкретной.
«У тебя получилось ровное круглое солнышко! Как много ты нарисовала одуванчиков! Этот домик самый высокий! Необычный цвет волос у куклы! Интересное расположение предметов на рисунке! Вот эта буква самая красивая! Какой сложный узор получился! Какие яркие эпитеты ты смогла подобрать к слову «снег»!»
✅ Не критикуйте скромного ребенка по любому поводу, никогда не сравнивайте с другими детьми: «Смотри, как Петя быстро катается на двухколесном велосипеде. У твоего велосипеда четыре колеса, а ты никак не можешь научиться!».
✅ Предъявляйте к детям адекватные требования.
Один папа на родительском собрании меня спросил: «Почему у него не получается научить ребенка завязывать шнурки на ботинках?» Я поинтересовалась возрастом малыша.
А вы как думаете, можно в 4 года научить детей завязывать шнурки на ботинках, чтобы они постоянно не развязывались?
✅ Чтобы перевесить застенчивость дошкольника, необходимо найти в нем то, в чем он превосходит сверстников, что умеет делать лучше, чем другие. Возможно, это будет увлечение спортом или шахматами, конструирование, выжигание или декорирование.
Успехи в любимом деле приносят радость, удовлетворение и уверенность в своих силах. Хобби помогает быть привлекательным для сверстников.
Идеальным вариантом для застенчивого ребенка будет, если вы сумеете найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.
✅ Чтобы научить сдержанного ребенка общаться с новыми людьми, нужна тренировка.
Посещайте детские площадки, ходите к друзьям в гости, но не настаивайте на присоединении застенчивого малыша к компании сверстников против его желания.
Не принуждайте других детей взять в игру вашего ребенка.
Будьте рядом, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность и безопасность. Пусть он сам отпустит вашу руку. Подскажите малышу, как попроситься в игру, если видите, что он готов к такому шагу.
Есть дети, которых я называю созерцателями. Они получают удовольствие, наблюдая за тем, как играют другие. При этом дошкольник мысленно проигрывает сюжет происходящей игры и таким образом учится коммуникации.
✅ Если обращаются к ребенку, не спешите отвечать за него. Выдержите паузу, возможно он собирается с мыслями, чтобы выдать ответ и не успевает.
А собеседнику скажите: «Он обязательно вам ответит, надо только проявить терпение».
Не стоит доставать ребенка из-за своей спины, ругать или наказывать за молчание. Станьте его союзником! Не надо беспокоиться о том, что подумают другие. Интересы ребенка важнее мнения окружающих.
🚩 Не разрешайте никому называть малыша застенчивым.
Если окружающие говорят: «Ой, какой стеснительный!», ответьте: «Нет, он не такой, ему просто требуется время, чтобы адаптироваться (осмотреться, привыкнуть к новой обстановке)» или «Нет, вы просто ему не нравитесь».
✅ Дошкольники, которые не любят шумных компаний, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают успешные деятели науки и искусства, так как у них прекрасно развиты воображение, творческое мышление, фантазия.
Остались вопросы или требуется консультация, пишите в комментариях или на электронную почту: rezepina.ea@yandex.ru
Спасибо, что дочитали статью до конца. Ваш 👍 помогает каналу развиваться!
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!