В 2022 г. свой первый небольшой юбилей отметила практика по социально-экономической географии в Сатино. Пять лет кафедра экономической и социальной географии России проводит эту практику для студентов всего первого курса. Мы надеемся, что эта практика позволяет студентам лучше представить, чем занимается социально-экономическая география, а самое главное, — что могут изучать студенты, выбирающие кафедры экономического потока для дальнейшего обучения. Руководитель практики доцент А.И. Даньшин и все преподаватели постоянно стараются разнообразить тематику исследований в рамках прохождения практики и предлагают студентам новые творческие задания. Мы хотим рассказать о результатах одного из таких творческих исследований.
Практика в Сатино — визитная карточка факультета, которая связывает поколения преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов геофака. Как география XXI в. не стоит на месте, так и здесь появляются новые виды деятельности. Например, в этом году на практике по социально-экономической географии с 20 по 25 июля 2022 г. в бригаде проф. М.С. Савоскул появилась экспериментальная часть, посвященная географии образов.
Мы провели исследование различий в восприятии территории Сатино в разных социальных группах — студенты, преподаватели и местные жители — и дистанционно опросили абитуриентов географических специальностей с целью получить их мнение об образе легендарной практики.
Респонденты отвечали на два вопроса: «Назовите 5 слов, которые ассоциируются у вас с базой Сатино» и «Назовите 5 слов, которые ассоциируются у вас с деревней Сатино». Студентов также попросили (по шкале, разработанной центром психологии на Троицкой) выделить одно чувство, которое возникает у них при мыслях о Сатино. В опросе приняли участие 60 студентов, 15 преподавателей, 22 абитуриента специальностей и 7 местных жителей/ дачников.
С помощью портала облакослов.рф мы составили ряд облаков тегов для разных социальных групп и интегрированный образ Сатино. Размер слова пропорционален частоте упоминания: чем чаще встречается ассоциация, тем больше слово.
Результаты опроса демонстрируют глубокую освоенность территории базы. В интегральном образе Сатино самыми яркими образами являются локальные топонимы, распространенные внутри университетского сообщества и связанные со студенческими мемами, жизнью, работой, едой и личными приключениями — как позитивными, так и негативными. Ассоциации преподавателей кардинально отличаются от студенческих: наши учителя давно «прошли» Сатино и ассоциируют его не с нынешними собой, а со студенчеством как таковым и жизнью базы в прошлом: студенты, Вётлы, Сосенки, пойма.
У студентов и преподавателей часто вызывали затруднения ассоциации с деревней Сатино как таковой. Можно легко выявить ее транзитную (проходную) функцию для студентов. В ассоциациях часто встречаются термины, связанные с поездками: такси, проезд, дорога, Клубная.
У юношей-студентов мысли о Сатино вызывают более яркие чувства, нежели у студенток, которые к тому же в 4 раза чаще испытывали негативные чувства при мыслях о Сатино. По нашему мнению, девушки тяжелее переносят первую практику из-за низкой стартовой толерантности к полевой жизни. Однако большинство студенток чувствовали интерес и задумчивость при мыслях о Сатино, что дает повод интерпретировать результаты как следствие более медленной адаптации после 18 лет городской жизни. Возможно, по мере обучения на географическом факультете их впечатления от полевых условий сравняются с мужскими в категориях «положительные/отрицательные».
Мы также попросили принять участие в опросе абитуриентов географических специальностей из сборной Москвы по географии, семь из них выбрали геофак МГУ для получения высшего образования. Между этими категориями виден яркий контраст: абитуриенты, которые идут на факультет, воспринимают Сатино резко положительно, а другие — резко отрицательно. На этом примере видно, что люди, которые не были в каком-то месте, имеют более цельный образ территории и однозначное суждение о нем. Стоит также отметить гораздо более частые ассоциации Сатино с алкоголем (в негативном ключе) у абитуриентов, нежели у студентов и преподавателей. Скорее всего, это связано с тем, что школьникам в сборной Москвы чаще рассказывают байки из девяностых — начала нулевых: по результатам бесед с преподавателями мы узнали, что в те годы Приказ №1 нарушался гораздо чаще и более злостно. Также девиантные истории, связанные с алкоголем, лучше распространяются, так как считаются более «интересными» и яркими слухами.
География образов — это развивающееся направление нашей науки, которое имеет и высокую прикладную ценность. Исследование образа территории Сатино не просто принесло новую интересную информацию, но и вывело на две точки роста факультета. Сейчас топовые, как западные так и восточные, университеты из рейтинга QS-100 внедряют профессиональную психологическую поддержку для студентов. Наше исследование показало, что при введении такой системы на факультете стоит уделить особое внимание поддержке студенток, только что пришедших на факультет. А в маркетинговой стратегии и приемных кампаниях геофака следует больше внимания и сил направлять на искоренение мифов о факультете и архаичности практик, которые пришли еще из 1990-х.
P.S. Мы планируем вести базу данных образов Сатино за каждый год, а через три года изучим, как образ Сатино изменился в сознании нынешних второкурсников — и обязательно поделимся результатами с читателями газеты GeograpH!
Материал подготовил Никита ПАНФИЛОВ, 2 курс, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран
Нашим авторам будет приятно, если вы оцените материал лайком и комментарием. Спасибо, что вы с нами :)