В начале XX века завтракали очень по-разному.
Французско-русский разговорник 1908 г. издания дает представление, как мог выглядеть завтрак богатого человека с автором бизнес-идеи, касающейся железных дорог.
Тема строительства железных дорог в то время была не просто горячей, а даже перегретой.
Пожалуй, самым известным строителем железных дорог в России в конце XIX века был промышленник, финансист и меценат Савва Мамонтов.
Но после того, как его обвинили в растрате и судили, он обанкротился и отошел от дел. Однако, мы позволим себе вольность и представим, что наш посетитель приходит именно к Савве Мамонтову (или к какому-то другому капиталисту).
В нашем разговорнике речь идет о déjeuner, то есть, не о завтраке, а скорее о ланче. Выясняется, что к приходу посетителя хозяин еще не успел поесть, и приглашает гостя позавтракать основательно.
Что же могло входить в начале XX в. в щедрый бизнес-ланч:
- "превосходное старое шабли"
- устрицы
- баранья котлетка
- бифштекс
- жареная курица (гость просит крыло или ножку)
- перепелка (хозяин: "Это я убил ее третьего дня. Я был на охоте с несколькими друзьями в моем поместье в двух милях отсюда")
- 10-летнее бордо
- фрукты
- сыр (хозяин: "это поможет вам лучше пить")
После такого ланча хозяин приглашает гостя пройти в кабинет, где "будем пить кофе или чай и серьезно поговорим о деле, которое вы мне предлагаете"
Можно также вспомнить легендарный ресторан "Славянский базар", где подавали завтраки до пяти часов вечера.
"Фешенебельный "Славянский базар" с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и... аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах", так описывал его Владимир Гиляровский.
Именно здесь Немирович-Данченко встретился со Станиславским — это хрестоматийная московская история. Создатели Художественного театра просидели в ресторане до закрытия, а потом продолжили разговор на даче Станиславского в Любимовке.
О том, что предлагали на завтрак отели и вагон-рестораны международных поездов, мы расскажем в следующий раз. А потом — как завтракали дома и в школе.