История охранной службы "конной гвардии" уходит в глубину веков. Еще в античности существовала личная конная охрана для царей и влиятельных политиков.
Персидский шахиншах, помимо пешего корпуса "бессмертных", бдительно охраняющего покои дворца, имел и отряд всадников телохранителей, которые сопровождали повелителя и его семью на прогулках и во время военных кампаний.
Римские магистраты также располагали конной личной охраной, а на службе Цезаря состоял целый отряд бронированных всадников из германских наемников, которые обеспечивали личную безопасность проконсула в Галлии и Италии.
Участие в личной охране высокочтимого деятеля или императора — есть почетная служба, возведенная в рыцарский ранг. Было принято считать, что только лучшие из лучших способны надежно охранять сиятельные особы. Приближенность к телу давала свои плоды, в виде протекции по дальнейшей службе и расположении влиятельных персон.
В России конная гвардия появилась при Петре I. Весной 1724 года император Всероссийский повелел набрать "из обретающихся в Москве из армейских и из заполошных офицеров… в драбанты 60 человек". Брали самых рослых и сильных дворян, на вороных лошадях. Отряд был создан для обеспечения торжественности коронации Екатерины Алексеевны и далее исполнял представительские и охранные функции.
Но не стоит думать, что служба российских кавалергардов и конногвардейцев заключалась в участии в парадах и охранительстве.
"Рыцарскую гвардию" бросали в бой на самых трудных участках войны. Кавалергарды и конногвардейцы отважно шли на погибель, ибо это являлось высшим подвигом воинского самопожертвования.
В 1805 году, в сражении под Аустерлицем, гвардейцы Семеновского полка, разреженные французской конницей, оказалась в бедственном положении. И русские кавалергарды бросились в обреченную атаку, тем самым давая пешей гвардии перестроиться и отойти.
Наполеон, объезжая поле битвы, отметил, что всё оно покрыто белоснежными кирасирскими колетами, кои принадлежали русским кавалергардам.
"Безусые мальчишки", бросил французский император, глядя на павших русских всадников, и тут из груды тел поднялся русский раненый офицер и ответил французу: "— Да, Я действительно молод, это верно, но доблесть воина не исчисляется его возрастом!".
А после баталий вновь начиналась дворцовая служба.
Внутренние дворцовые караулы до Первой мировой войны исполняли вышколенные наряды кавалергардов и конногвардейцев. Все они носили специальную "дворцовую" форму, в которую входили ботфорты, краги и лосины. Мало того, что службу стоило нести безупречно, так и архаичные элементы обмундирования существенно осложняли жизнь солдат и офицеров ХХ века.
Ох, и намучились кавалергарды и конногвардейцы с этой одежей!
Генерал Александр Мосолов впоследствии вспоминал:
"Важно было добиться, чтобы на лосинах не было ни единой морщинки. Для этого их перед надеванием смачивали, натирали мылом и затем натягивали на голое тело. Эта операция требовала участия двух дюжих солдат.
Надеюсь, мои читатели извинят меня за эти вульгарные подробности – другими словами и не опишешь задачу, которую им приходилось выполнять. Приходилось ли вам видеть мельника, утрясающего муку в мешок? Этим и занимались наши солдаты – они в буквальном смысле слова втряхивали офицера в лосины..."
Дежурный офицер, выставленный в наряд на внутреннюю дворцовую службу, нес эту службу стоя, 24 часа в сутки, без замены. Единственная привилегия у такого офицера перед караульными солдатами заключалась в том, что у офицера имелось в распоряжении кресло.
Во время спокойствия, он имел право расстегнуть ремешок шлема, а также снять с руки и положить в кресло одну перчатку.
Кавалергардский полк был расформирован в ноябре 1917 года. Лейб-гвардии конный полк прекратил свое существование в марте 1918 года. Конно-гренадерский лейб-гвардии полк участвовал в Белом движении, а затем его остатки убыли из Крыма в эмиграцию.