Церковь Архангела Михаила - наиболее известный из памятников храмого зодчества домонгольской эпохи в Смоленске. Расположена она на западной окраине нашего города, у края Свирского холма, возвышающегося над Днепром.
Храм построен в 1191–94 годах в резиденции Смоленского Великого князя Давида Ростиславича во время его правления.
Уже первое летописное упоминание церкви говорит об исключительности её архитектурного облика, и о необычайном богатстве внутреннего убранства.
Под 1197 г. в связи с сообщением о смерти князя Давида Ростиславича в летопись включено похвальное слово усопшему князю, содержащее отрывок:
"Сам бо (князь Давид Ростиславич) сяков обычай имееть - по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена".
Более 8 веков истории храма, переплетённой с историей города, не могли пройти бесследно. Во время осады Смоленска в 1609—1611 годах войска Речи Посполитой использовали здание храма как крепость, после захвата города храм превратили в костёл. В 1654 году, после возвращения города в состав русского государства, храм снова стал Православным.
Во время войны 1812 года церковь Архангела Михаила была разграблена французскими солдатами, после войны — восстановлена благодаря личному указанию Александра Первого.
В 1930 году храм был закрыт, в Великую Отечественную войну здание лишилось крыши, а с его стен осыпалась штукатурка.
Церковь Михаила Архангела имеет существенные отличия от большинства дошедших до нашего времени памятников русского храмого зодчества домонгольского периода; она принадлежит к новому, ранее неизвестному типу культового здания, к которому из сохранившихся русских храмов того времени относится лишь церковь Параскевы Пятницы в Новгороде.
Данные исследования церкви архангела Михаила подтверждают исключительность памятника, его высокие художественные достоинства и особое значение для истории русского зодчества.
Фундамент, состоящий из небольших валунов, уложен в траншею без раствора, поверх него положены на растворе два-три ряда плинф.
Период реконструкции отличается применением большемерного кирпича, уложенного в технике, обычной для русского зодчества 16-18 веков. К этому же времени относится и гладкий белокаменный цоколь по периметру наружных стен, на который опирается позднейшая кирпичная облицовка.
Наружным и внутренним декором служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.
Но главная особенность церкви - необычный вертикализм пропорций, ярко выраженный и на фасадах, и в интерьере.
Михаило-архангельская церковь была безусловно выдающимся архитектурным произведением. Её композиция на редкость проникнута цельностью основной идеи - создания центричного сооружения, сгруппированного из симметрично составленных ступенчатых нарастающих объёмов.
Последовательность градации разных по высоте частей здания заставляла острее почувствовать его масштаб. В этом отношении существенное значение имело устройство небольших апсид у южного и северного притворов, добавлявшее к масштабной шкале сооружения ещё одну, низшую ступеньку, непосредственно соотносимую с размерами человека.
Многократное повторение плавных арочных и трёхлопастных линий усиливало впечатление стремительного движения вверх. С большим художественным тактом мастер насытил мелкими декоративными формами - рядами уступчатых ниш и выступающих крестов - более низкие объёмы притворов, оттенив строгий и величественный характер архитектуры основного объёма.
Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека.
В 1990 году храм был передан Смоленской и Вяземской епархии. Богослужение возобновлено в 1991 году.
Сегодня церковь Архангела Михаила является почитаемым храмом, известность которого как православной Святыни и как одной из главных достопримечательностей нашего города достигла всех уголков России.
- Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьём низвергающим диавола. Праздник Собора святых ангелов во главе с архангелом Михаилом празднуется 21 ноября.