Найти в Дзене
Заметки о важном

"Что такое собственность?" Пьер-Жозефа Прудона

В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Что такое собственность?" Пьера-Жозефа Прудона. В прошлой статье кратко пересказывался и разбирался "Конец и вновь начало" Льва Гумелёва.

Приятного просмотра!

Автор

-2

Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865 гг.)-французский политик, публицист, экономист, философ, социалист и один из основателей анархизма

Родился в городе Безансон (Франция) в семье работника пивоваренного завода. Учился в гимназии, но не закончил. Дальше работал в типографии, а потом открыл собственную маленькую типографию.

Дальше Прудон учился в безансонской академии и получил там стипендию. За это время он и написал данный труд. После написания труда, некоторые хотели книгу запретить и Прудона наказать (нельзя же критиковать собственность - юридическую основу государства). Но благодаря одну из достойных и честных оппонентов идей книги запрета и наказания удалось избежать.

Содержание книги

Прудон начинает книгу со своего вывода "собственность - это кража".

Дальше Пьер кратко объяснил структуру книги и показал работу науки:

1.У общества появляется потребность в теории (необязательно научная, может быть философская, религиозная и т.д. теория).

2.Появляется теория, удовлетворяющая потребность общества. Теория не полностью соответствует действительности, но обществу было достаточно того, количества истинны, что было в теории.

3.Общество развивается и теория стала не удовлетворять потребностей общества (недостаточно соответствия с действительностью).

4.Появляется более истинная теория, удовлетворяющая потребности общества (так же как первая теория, где-то достоверная, где-то нет, но самой достоверности больше).

5.Начинается борьба теорий и по итогу побеждает более истинная теория(наверно может победить и старая теория, но более истинная восстановившись и поменяв форму снова начнёт борьбу и так до бесконечности пока не восторжествует более истинная).

6.И так до бесконечности.

Потом автор рассуждает о справедливости и приходит к выводу, что справедливость всю историю менялась и до последней фазы справедливость осталось убрать институт собственности.

Потом Пьер перешёл к непосредственно собственности. Чётко различил собственность (право на господство над вещью) и владение (фактическое господство над вещью). Дальше аргументировал (на основе логики и основных свобод,например, сказал, что собственность даёт появится экономической деспотии, которая не лучше политической), что собственность несправедлива и предлагал её отменить и приобщить всех к владению того, чего лишило нас господство собственности (о ней скажу в конце). Ещё слабенько прошёлся по общинам, также показав их неправильность (будут ограничивать свободу, по итогу деспотия и т.д.).

Прудон сказал ещё, что такие вещи, как свобода, равенство, безопасность сплочают, а собственность разобщают людей.

В конце Прудон предлагает свою альтернативу собственности: все являются мелкими владельцами разных хозяйств, каждый имеет одинаковые по размеру хозяйства, наследство передаётся только одному из детей, а остальные как-то (Прудон не объяснил) получают другие хозяйства. Между такими хозяйствами свободная торговля, никто из них не может расти свои владения.

Личное мнение на труд

1)Прудон прав в том, что собственность (это сейчас, до этого он был прогрессивным элементом) нерациональный и негативный институт общества, который приводит лишь к голоду, войнам и другим глобальным проблемам.

2)У Прудона есть такая необычная черта - заигрывать с либерализмом. Очевидным примером этого являются его способы доказывания несправедливости собственности - через разные ценности человека закреплённые в юридические документы во время великой буржуазной Французской революции и Наполеона. Эту черту Пьера можно объяснить тем, что Французская революция окончательно закончилась 30 лет назад от написания книги и эхо тех событий ещё влияло на сознание многих людей, особенно самих Французов (коим и был автор обозреваемого труда). С одной стороны эта черта немного реакционна (переоценивание важности собственности, не различение демократий по социальным слоям-гегемонам, свобода торговли и другие черты связанные с идеями либерализма), с другой стороны получается иногда синтез левых и либеральных идей.

3)Откровенным минусом идей Прудона является его альтернатива собственности и общинам. По сути его альтернатива является утопией - невозможным общественным строем. Его идеал по сути кучка мелких крестьян и мелких кустарей(федерация мелких производителей), которые живут примерно одинаково, свободно торгуются и всё. Но данная идея всего лишь мечта мелкого крестьянина, кустаря и другого мелкого буржуя (буржем называется тот человек, который владеет своими средствами производства и продуктами труда, проще говоря, мелкий предприниматель), боявшегося проиграть конкуренцию средним и большим буржуям и мечтавшем об обществе, где он сохранит свои средства производства и право распоряжаться своими продуктами труда. Она невозможно, потому что естественное развитие рыночной экономики приводит к монополизации, господству наиболее сильных, расчётливых больших буржуа, и все попытки остановить развитие общества или же вообще вернутся в прошлое невозможны, ведь общество постоянно развивается и любые "возращения в прошлое" могут напоминать по форме прошлое, но внутри будут совсем другими. Например, Великобритания после краха революции и реставрации монархии сколько не старалась, но не могла стать прежней Великобританией, без следов гражданской войны/революции. После революции стала конституционной монархией - по сути серединой между монархией и республикой в уклон в последнее, ведь монархия уже не имела будущего, кроме как декорацией. И даже, если такие идеи (федерация мелких производителей) будут воплощены, то лишь на короткий срок, благодаря авторитету основателя, а потом будут разрушены. Лучшим примером этого является тетрархия Диоклетиана (римского императора): хотел по сути разделить империю между четырьмя людьми, где двое старшие (формально каждый владеет половиной империи, фактические четвертью и младший по сути помощник) , а другие двое младшие (помощники старших и владельцы четвертей империи). После смерти старших младшие становились старшими и находили себе младших и так до бесконечности. Но после его отречения и некоторое время один из императоров ломает эту систему и заменяет её другой. Этим императором был Константин Великий I.

Доп.)Ещё скажу, что идеи Прудона довольно сильно напоминают идеи народников: господство мелкого крестьянского землевладения, мелкого кустарничества и свободная торговля. Отличия только в отношении к общинам: по мнению народников крестьянские общины основа будущего социализма в России, а по мнению Прудона общины ужасны и ни чем не лучше собственности.

Итог

Данная книга довольно неоднозначна. С одной стороны Прудон критикует собственность и желает её уничтожить (что является прогрессивным), а с другой стороны предлагает по сути народнические идеи , которые ни к чему не могут привести, ведь в прошлое не вернёшься. В любом случае данный труд оказал влияние на многих политических деятелей, например, на Карла Маркса и повлиял на формирование левых движений.

#история #политика #анархизм #книги #философия #право