В последнее время все чаще стали встречаться незаконные действия соучредителей, направленные на захват бизнеса. И одним из способом защиты является проведение инвентаризации с помощью аудиторов.
Ситуация
К нам обратился один из соучредителей небольшой компании по производству выпечки. Ранее он не сильно погружался в дела компании, потому как прибыль у компании была и дивиденды перечислялись регулярно. Второй партнер выполнял функции управляющего, а должностные обязанности генерального и исполнительного директоров исполняли нанятые работники.
Однако по ряду косвенных признаков у нашего клиента возникло подозрение, что в скором времени может произойти рейдерский захват компании. Все началось с того, что из бизнеса вышел управляющий партнер. А к нашему клиенту стали приходить претензии и иски от нового учредителя, вошедшего в бизнес незаконным образом. Сначала предметом претензий была оценка и раздел оборудования, находящегося на производственной площадке. Затем пришла жалоба, что части производственного оборудования на 49 млн рублей нет в наличии. Разумеется, это был шок для владельца бизнеса. Что делать в такой ситуации? Собрать команду юристов, аудиторов, других специалистов, которые организуют линию защиты.
Реализация
Когда аудиторы попали на производственную площадку, было установлено, что система внутреннего контроля компании разрушена. Инвентарных номеров нет, идентифицировать ничего невозможно, найти оборудование в производственных цехах очень сложно. Пришлось привлекать производственников, оценщиков, что повлекло весьма существенные дополнительные затраты для нашего клиента. Их можно было бы избежать, если бы он регулярно проводил проверку системы внутреннего контроля своего предприятия и работы финансовой службы.
Важно! В компании обязательно должны быть материально ответственные лица и договоры о материальной ответственности с ними. Иначе вы ни с кого не сможете взыскать убыток. «Кто взял?» — «Не знаю». Значит, придется списывать потери на убыток, который никто не возместит.
Аудиторы выяснили, что компания практически не контролируется в смысле сохранности активов, их идентификации и построения системы внутреннего контроля. В сложившейся ситуации задачей аудиторской компании было подтверждение наличия оборудования в необходимом количестве и подтверждение его сохранности.
Мы также предполагали, что будут предъявлены претензии и к расчетам, поэтому нужно производить и сверку расчетов. Соответственно, наши аудиторы инициировали задокументировали внеплановую инвентаризацию:
- основных средств;
- расчетов дебиторской и кредиторской задолженности.
Существует заблуждение, что инвентаризация и другие процедуры, связанные с «выполнением формальностей», никак нас не защищают. Но юристы говорят о том, что инвентаризация зачастую может спасти компанию не только от каких-то незаконных действий, претензий, но и сработать на сохранение активов. Кстати, налоговая инспекция тоже вправе проводить инвентаризацию, если вы «поленились» это сделать. И проводится это за счет компании. Поверьте, проводить инвентаризацию самостоятельно с привлечением аудиторов, выйдет гораздо дешевле.
Рассчитаем за 1 минуту стоимость аудита, который дает полную защиту и страховку от налоговых рисков!
Результат
В результате инвентаризации с участием аудиторов получены доказательства, с которыми уже можно работать. После получения отчетов оценщиков можно будет говорить о конкретных суммах задолженности. Клиент получил защиту в том, что больший объем претензий ему уже не предъявят – наличие оборудования установлено и все зафиксировано в итогах инвентаризации. Документы, полученные по результатам инвентаризации, могут быть использованы в суде для отстаивания позиции клиента.
Еще больше материалов, новостей и актуальных событий в телеграмм-канале "Правовест Аудит"!