«Мой ребёнок в 6-7-8 классе. И хочет выбрать творческую специальность. А значит нужна литература… Что делать? Какими должны быть первые шаги в её изучении?» Уже несколько подписчиц обратились ко мне с такими вопросами. Допуская, что тема эта волнует многих, только кто-то нервничает молча, я решила изложить свои мысли и рекомендации по этому поводу.
Аксиома:
Литература – это сугубо практический предмет. А творческие мышцы надо прокачивать так же, как физические в спортзале. Читать и писать обязательно! Чем раньше ребёнок поймёт, что чтение – это фундамент для развития способности логично и правильно излагать свои мысли, тем лучше. Чем раньше станет хотя бы что-то писать и столкнётся со сложностями в формулировках, тем быстрее захочет их устранить.
В виде вопросов и ответов рассказываю про основное:
1. Нужно ли заставлять ребёнка читать?
Нет, не нужно. Да и не получится в 6-8 классе. Это возраст, когда родители не авторитет, книги – тем более. Нужно объяснять, что чтение помогает развить функциональную грамотность, а с помощью готовых речевых конструкций выражать свои мысли гораздо проще, интереснее, круче. Не надо изобретать велосипед или мучительно краснеть, не зная, что и как сказать. Просто брать и «докручивать» то, что уже известно из книг.
Мой пример: в юности я очень любила выписывать понравившиеся фразы из книг в блокнотик и использовать их: в быту, с подругами, с недругами, на сцене. Получалось эффектно.
2. Как работать с мотивацией, если ребёнок всё отрицает?
Есть несколько путей. Но главный принцип один – используйте то, что ему нравится/необходимо. Предлагайте вести блог, но не в видеоформате, а в текстовом. Или брать в школе проектную деятельность, связанную с литературой (ведь всё равно надо делать какой-то проект!). Или выступать на конкурсе чтецов и учить стихи, чтобы блеснуть на сцене. Или создать свой литературный клуб…
Пример сына: Мой двенадцатилетний сын до недавнего времени был не слишком большим любителем чтения. Зато выступать на публике и хвалиться чем-нибудь обожал. В прошлом году я предложила ему совместить приятное с полезным и начать вести свой блог. Он согласился с восторгом, не зная, естественно, всех подводных камней. У него было несколько заходов. Для одного канала он написал целый один материал, для другого – три. Сдался. Через некоторое время (совсем недавно) начал опять, сказав, что кое-что почитал и знает, как и что можно писать.
3. А если ребёнок совсем не хочет писать?
Это естественно. Ведь писать сложно! Но можно обойти этот барьер с помощью игровых методик. Например, предложить подростку придумать другую концовку для любимого фильма, или комикса, или книги. Написать короткую историю с собой в главной роли, начинающуюся словами «Сегодня утром у меня отвалился хвост…» или монолог от лица выдернутой из грядки моркови. Подобные сумасшедше-гениальные идеи изложены здесь:
4. Нужно ли обязательно заставлять писать сочинения? Без них ведь никуда…
Сверх меры заставлять что-то писать не надо. Это вызовет только агрессию и желание вообще не браться за перо. Пока ребёнок в 6-8 классе, сочинения не помогут ему/ей «заразиться» литературой. В школе они сплошь шаблонные, а дома проверять их некому. Лучше предложите сыну/дочери вести личный дневник. Если делать это на постоянной основе, получается отличный терапевтический эффект: ребёнок привыкает излагать свои мысли письменно, начинает задумываться над стилем и логикой изложения. Если он/она захочет вам что-то прочитать из написанного, не отказывайтесь и не критикуйте. Послушайте, оцените, расскажите про свой подобный опыт (если он был).
На этом пока всё. Можете задавать в комментариях вопросы и формировать повестку следующего материала на эту тему!
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.