Найти в Дзене

Механизмы воздействия на психику человека

Знать механизмы воздействия на психику и поведение человека, чтобы использовать для влияния или для защиты от него – полезно.

Многие механизмы строятся на принципах, от которых зависело выживание древнего человека и которые глубоко укоренились в нашем культурном коде, коллективном бессознательном и древних структурах мозга.

Роберт Чалдини в своей легендарной книге «Психология влияния» выделяет 6 принципов влияния на поведение человека.

И первый в списке на самом деле является важным принципом развития систем:

Честность «брать» – «давать», принцип обмена
– этот механизм прост: если кто-то вам дает что-то, вы чувствуете необходимость отдать ему что-то взамен. Причем для развития системы (психики человека как системы, группы как системы и т.д.) важен небольшой дисбаланс, чтобы в системе сохранялось движение.

Другие принципы:

Принцип последовательности
– нам важно быть последо­ва­тельными в своих словах и поступках, действуя из этого принципа, мы можем идти на уступки даже в ущерб себе или сильно рискуя.

Принцип социального доказательства
– все-таки мы существа социальные и в зоне неуверенности действуем так, как делают другие. Здесь и механизмы выживания в составе «племени», и обучение через зеркальные нейроны, и механизмы группового поля, и еще какие-либо другие.

Принцип авторитета
– видя символы власти или лидерства, люди склонны перекладывать ответственность за принятое решение на более сильную «особь».

Принцип благорасположения в связи с физической привлекательностью
– мы уступаем физически привлекательным людям.

Принцип дефицита
– из страха потери мы воспринимаем трудно доступные предметы и предложения как более желанные и непременно хотим ими обладать.

Убеждай, воздействуй, защищайся, говорит Чалдини, и на каждый принцип дает механизмы защиты и вопросы для критического осмысления. Рекомендуем книгу

А также настоятельно рекомендуем изучать научную литературу про такие механизмы воздействия, как:
• внушение,
• убеждение,
• заражение,
• подражание,
• техники эриксоновского гипноза,
• НЛП.

Например, вы не понаслышке знаете, как работает внушение, если вспомните, как залипали на долгие минуты, листая ленту Instagram*
Успех его маркетинговой эффективности, по которой сейчас скучают маркетологи, основан на введении пользователя в состояние транса.

В таком состоянии психические защиты ослабевают, критическое мышление не запускается – любые убеждения, мнения, желания, состояния могут укорениться в бессознательной части психики. И мы даже не поймем, как они стали нашими.

Аналогично мы подвержены внушению, если: мы устали, не выспались, перегружены информацией, очарованы красивым визуалом, который нужно разглядывать, наше внимание рассеяно и т.п.

Интересно разбирать такие механизмы?
Ставьте любимую реакцию, если да.

* Организация Meta, а также её продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими на территории РФ.