26 января 1889 года в Аничковом дворце состоялся, пожалуй, один из самых необычных балов в истории царской России. Все приглашенные по велению императрицы Марии Федоровны явились на торжество в черном, а дамы ко всему этому еще и в бриллиантовых украшениях, отсюда и - «Черный бал» с драгоценностями. Что же побудило императорское семейство за три дня до начала мероприятия велеть всем приглашенным явиться во дворец в траурных одеждах, далее - в нашей публикации.
Сама императрица предстала перед гостями в черном тюлевом платье, усыпанном бриллиантами, получив за это тут же придуманный собравшимися титул Царицы ночи. Она объявила, что в знак уважения к австрийской трагедии весь вечер гости будут... танцевать под венские вальсы. Это было изысканной местью: Мария Федоровна откровенно издевалась над обидчиками, делая это так, что обвинить ее в невнимании к их горю было невозможно.
И хотя Мария Фёдоровна, обеспокоенная своей фигурой и увлечённая здоровым образом жизни, соблюдением диеты, утренней гимнастикой и ежедневным холодным душем, давно уже обрела настоящее семейное счастье с братом покойного цесаревича и сама одевалась у Ворта, упускать шанс показать заносчивым Габсбургам их место она не собиралась. За несколько дней до праздника гофмаршал Владимир Оболенский лично объехал приглашённых дам и сообщил о дресс-коде: бриллианты и бальное платье чёрного цвета — траур. Чем поставил дам в сложное положение: чёрных бальных (то есть декольтированных) платьев просто не существовало в ту пору. Пришлось срочно ехать на поклон к модным портнихам или переделывать туалеты для траура.
Эффект был потрясающий! Современники сочли, что дамы никогда ещё не выглядели так привлекательно, а сам бал был невероятно красив. Добавим, кстати, что танцевали почти исключительно под музыку Иоганна Штрауса, даже, кажется, под гавот «Стефания», написанный в своё время в честь супруги несчастного Рудольфа.