Найти тему
RU – BY (Россия – Беларусь)

Импортозамещение в 15 шагов

Оглавление
Москва и Минск вместе продвигают пятнадцать проектов, которые позволят заместить критический для союзного рынка импорт

Санкции до фонаря

Российским «Ладам»  помогут сябры. Фото: Игорь АГЕЕНКО/РИА Новости
Российским «Ладам» помогут сябры. Фото: Игорь АГЕЕНКО/РИА Новости

Полтора миллиарда на перестройку

Заниматься импортозамещением в одиночку – все равно что вытаскивать застрявший в грязи грузовик. Без помощи не обойтись. Поэтому Москва и Минск вместе двигают проекты, которые позволили бы в условиях западных санкций заместить критический для союзного рынка импорт. Об этом договорились и президенты двух стран: Россия выделяет 1,5 миллиарда долларов, Синеокая предоставляет свои промышленные площадки.

Речь идет о четырнадцати-пятнадцати проектах. Пока отбирают предложения. В первую очередь они будут касаться машиностроения. В приоритете – организация собственного литья, расширение выпуска различных деталей для сельхозмашин. производство лесозаготовительной техники.

– По нашим оценкам, эти проекты позволят заместить импорт только в Беларуси на триста-четыреста миллионов долларов, на российском рынке – примерно на столько же. А экспортный потенциал такой продукции – порядка семисот миллионов долларов, – рассказал первый замминистра экономики Беларуси Юрий Чеботарь.

Белорусский премьер Роман Головченко уточнил, что в рамках союзного импортозамещения минимум четырнадцать предприятий республики ждет программа модернизации и развития производственных мощностей.

И это все не прекрасное далеко. По его словам, «осталось немного технической работы».

– По некоторым проектам мы уже приступили к работе за свои деньги, но теперь это будет подкреплено соответствующими российскими кредитными ресурсами, – заявил премьер.

Подмигнули на дороге

Один из проектов связан с производством светового оборудования для автомобильной техники. После введения санкций на российском рынке возник дефицит фар и фонарей для машин. Многие зарубежные производители, например немецкая компания Hella, прекратили экспорт. А без хорошей оптики машина на дороге будет как слепая.

Белорусская оптика ни в чём не уступает импортной
Белорусская оптика ни в чём не уступает импортной

Выруливать из непростой ситуации российскому автопрому поможет белорусский завод светотехнической продукции в Руденске. Во времена СССР на заводе пластмассовых изделий в этом поселке под Минском производили пластиковые игрушки, крем для обуви. А когда в середине девяностых «МАЗам» и тракторам «Беларус» потребовались отечественные «глаза», тут сделали ставку на совершенно новый и нужный продукт – фары. Со временем предприятие начало снабжать автомобильной светотехникой и карьерные самосвалы, и прицепы, и погрузчики, и даже легковые машины.

В 2013 году на заводе появился новый цех с высокотехнологичным оборудованием и испытательной лабораторией. Там в течение трех часов фары проверяют при температурах от плюс 85 до минус шестидесяти градусов, а четверо суток еще и при 96-процентной влажности. Сейчас в Руденске производят больше трехсот модификаций фар. И если оригинальная немецкая фара на вторичном рынке стоит 550 долларов, то сябры планируют установить ценник в три, а то и в четыре раза меньше.

Завтрашний день не в тумане

Около семидесяти процентов продукции идет на экспорт в Россию, в первую очередь на ВАЗ и ГАЗ. Среди клиентов – ПАЗ, ЛиАЗ и «Ростсельмаш». Одна из последних разработок – фары для автомобиля «ГАЗель NN». И количество заказов растет. Только с Уральского автозавода поступило три тысячи заявок на комплекты фар ближнего и дальнего света. Впервые оттуда обратились, например, за противотуманками для грузовиков «Урал NEXT».

Такая фара будет  светить долго - качество на высоте. Фото: БелТА
Такая фара будет светить долго - качество на высоте. Фото: БелТА

– В предыдущем году мы рассмотрели пятьдесят предложений по проектам. Из них в работу взяли семь, к настоящему моменту освоили два. На создание простых светотехнических изделий уходит от полугода, сложных – как блок-фара – до двух лет, – рассказал заместитель директора ОАО «Руденск» по производству Дмитрий Шичко.

Микросхемы-контроллеры, которые завод пока закупает в Китае, в ближайшем будущем намерен заказывать у отечественного производителя. А выделенные по линии импортозамещения деньги пойдут на переоснащение сборочного, литьевого и инструментального производства. Оборудование планируют закупить до конца 2024 года.

Собственными силами: Кольца автопрома

Металлические заготовки, которые раньше покупали на Западе, теперь будут производить в Орше.

Еще один совместный проект касается производства тормозных систем, а третий – создания кольцераскатного производства для автопрома. Производством займется БелАЗ на базе завода ПАК в Оршанском районе.

– Срок реализации проекта – до 2025 года. Ориентировочный объем инвестиций – около двухсот миллионов рублей, – рассказывает генеральный директор БелАЗа Сергей Никифорович. – Подобная продукция активно используется в авиастроении, атомной энергетике, судостроении, ракетной технике, машиностроении и других отраслях промышленности. Раньше кольцевые заготовки покупали у поставщиков из дальнего зарубежья. После реализации проекта их будут делать на собственном кольцераскатном производстве, что обеспечит полное импортозамещение таких комплектующих как на БеАЗе, так и на других предприятиях Беларуси и России.

Этот проект сябры уже начали реализовывать и финансировать, не дожидаясь кредитов из России.

– Если ресурсы придут своевременно, мы просто добавим их в инвестиционный котел, – пояснил Роман Головченко.

Анатолий МАКСИМОВ

© "Союзное Вече", № 51/2022

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍